По данным директора Российского государственного архива древних актов (РГАДА) Владимира Аракчеева, объем наследия Петра Великого составляет 143 тысячи 800 документов. На сегодняшний момент отсканировано и передано РИО около двух с половиной тысяч документов. Это примерно 1,5% наследия Петра. "Эти цифры показывают масштабы нашей грядущей работы. Первым предварительным этапом по настройке машин для прочтения рукописей является их оцифровка, - рассказал глава РГАДА. - Здесь есть несколько проблем. Например, большая часть материалов нуждается в реставрации. Все они являются особо ценными документами, а это значит, что привлечение сторонних организаций к их сканированию чревато нарушениями правил их использования".
Чтобы создать алгоритм машинного прочтения почерка Петра Великого, айтишникам нужны были большие объемы документов, написанных рукой императора. Им были предоставлены опубликованные "Письма и бумаги Петра Великого". Две трети этого документального наследия опубликовано и оцифровано. Но среди оставшейся части есть еще и такие бумаги, которые даже не прочтены. Нужно, чтобы квалифицированные сотрудники доделали эту работу. "Здесь мы полагаемся на партнерские взаимоотношения с Санкт-Петербургским институтом истории РАН", - подчеркнул Аракчеев.
Мы находимся уже не на пороге, а на первом этапе бытования нового технологического уклада, связанного с цифровизацией всех сфер нашей жизни, убежден заместитель министра науки и высшего образования России, член Президиума РИО Константин Могилевский. "Еще год назад сложно было бы представить, что искусственный интеллект сможет помочь человеку и даже в чем-то заменить человеческий труд. Это очень серьезные вещи, которые происходят быстро. Те, кто сейчас не поймет этих процессов во всех отраслях человеческой деятельности, рискуют безнадежно отстать. Это касается и работы с письменным наследием, - считает он. - Работа по расшифровке почерка Петра I может рассматриваться как пилотный проект, который обозначил нам горизонт использования искусственного интеллекта в работе с другими архивными источниками". Могилевский заявил, что работа по оцифровке и сканированию огромного наследия Петра будет продолжена.
В свою очередь, директор Санкт-Петербургского института истории РАН Алексей Сиренов призвал действовать скоординированно, поскольку наследием Петра Первого занимаются в разных научных учреждениях. Он также поднял вопрос, важна ли машинная расшифровка рукописей для непрофессионального сообщества: "Раздаются скептические вопросы, для кого мы это делаем? Якобы профессионалам это не нужно, поскольку они и так прочитают те рукописи, о которых идет речь, а людям неподготовленным их читать, может быть, и нет смысла, - сказал он. - Но архивы открываются, в интернет вывешиваются копии документов. Общество хочет с ними знакомиться. И для этого нужно машинное чтение сложных исторических почерков".
Тема цифровизации письменного наследия России для подавляющего большинства историков - вопрос насущный и важный, вступил в разговор директор фонда "История Отечества" Руслан Гагкуев. "Все мы постоянно в нашей каждодневной практике так или иначе работаем с письменными документами, источниками, рукописными текстами. Это всегда, с одной стороны, очень волнительно и ответственно, а с другой стороны, конечно, время, которое в ряде случаев нам приходится тратить на осмысление этих источников, на чтение тех почерков, которые относятся даже к ХХ веку, я не говорю про более ранние, очень значительно. Надеюсь, современные технологии и искусственный интеллект смогут в ближайшем будущем облегчить нашу работу и проводить исследования более быстро и качественно", - добавил он.