Но ввод в эксплуатацию БКЛ означает совершенно новый этап в создании самого современного транспортного сервиса для жителей крупнейшего мегаполиса страны. Дело даже не в протяженности, хотя Москва получила рекордное метрокольцо в мире (на 13 километров длиннее прежнего рекордсмена - пекинского). Еще при проектировании БКЛ планировалось коренное улучшение транспортного обслуживания 34 районов столицы с населением 3,3 миллиона человек. Рекордные 47 пересадок на станции метро (с учетом перспективных линий), МЦК, МЦД и на линии железной дороги предоставили москвичам выбор новых маршрутов - без заезда в центр и со значительным сокращением времени в пути.
Аналитики подсчитали: с вводом БКЛ станции "Калужская", "Автозаводская", "Нагатинская" разгрузились на 28 процентов и более, а пассажиропоток на "Нижегородской", "Авиамоторной", "Электрозаводской" и некоторых других вырос более чем в три раза. На других участках результаты скромнее, но процесс, что называется, пошел. В результате от "Рижской" до "Сокольников" теперь можно доехать за три минуты вместо прежних 17, от "Авиамоторной" до "ЦСКА" - за 22 минуты вместо 48, поездка от "Варшавской" до аэропорта Внуково занимает 40 минут, а прежде уходило 80. И так далее. Только на этом среднестатистический москвич теперь экономит до 45 минут в день. А еще напомню, что с пуском БКЛ 1,2 миллиона горожан получили 31 новую станцию метрополитена в пешей доступности от своих подъездов.
Президент Владимир Путин в приветственном слове метростроителям заявил, что БКЛ изменит всю транспортную систему столицы.
"Она разгрузит многие автострады, станет хорошим стимулом для развития и благоустройства прилегающих городских территорий, сделает жизнь мегаполиса и его жителей и гостей более удобной и динамичной", - подчеркнул глава государства.
"Успешная реализация проекта БКЛ - итог работы всех городских служб, строительного комплекса, - отметил в своем поздравлении мэр Сергей Собянин. - Мы гордимся московским метро, это, по сути, сердце нашего города".
А потом для москвичей и гостей столицы устроили неожиданный праздник - пять дней бесплатного входа на все станции БКЛ. Такого не было никогда, и столичная подземка быстро заполнилась народом в количествах, напоминающих новогодние и первомайские гуляния на Тверской. Кто-то ехал по своим делам, другой намечал для себя новые маршруты на работу и отдых, а третий пользовался временем и случаем, чтобы полюбоваться новыми подземными дворцами.
Посмотреть есть на что. В разработке проектов новых станций БКЛ участвовали семь архитектурных бюро и более 30 архитекторов. Дизайн шести станций ("Мневники", "Терехово", "Кленовый бульвар", "Нагатинский Затон", "Рижская", "Марьина Роща") выбирали в рамках международных архитектурных конкурсов. Результаты впечатляют, и они разнообразны. Путевые стены станций "Савеловская", "Марьина Роща" и "Рижская" выполнены в непривычном стиле лофт: при их оформлении не стали закрывать тюбинговую обделку тоннелей. Наоборот, она стала украшением станций, превратила транспортные пункты в своего рода музей метро, позволяющий понять, как строятся подобные объекты. А на станции "Сокольники" большое декоративное панно на путевой стене и части потолка оформили в стилистике работ русских авангардистов Казимира Малевича, Владимира Татлина и Эль Лисицкого. В вестибюлях и на платформе "Мневники" установили красные декоративные опоры, тоже созданные на основе работ Казимира Малевича. В центре платформы есть арка, на оформление которой архитекторов вдохновила картина "Красный квадрат". А при создании облика станции "Кленовый бульвар" учитывались традиции и образы русского зодчества - входные павильоны напоминают силуэты дворца Алексея Михайловича в Коломенском.
Но самое главное сооружается наверху - новые кварталы Москвы, для их будущих жителей и создается гигантская транспортная сеть столицы, одним из основных каркасов которой становится метрополитен. Схема простая и понятная: внизу - новые линии метро, наверху - новое современное жилье, строящееся в том числе и по программе реновации. И, как говорит заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев, "у нас строительство объектов метрополитена, к счастью, опережает развитие самой территории...".
К примеру, на юго-западе столицы жителям 524 старых домов предстоит переселение в 186 новостроек. Только в районе улицы Обручева расселяются 17 жилых домов, переезда ожидают 3500 человек. И если 70 лет назад именно отсюда началось сооружение панелек массовых серий ("Черемушки"), то теперь здесь растут высотные и высокотехнологичные кварталы реновационных домов с просторными квартирами новой планировки. И с новым транспортным сервисом: в шаговой доступности уже действует станция БКЛ "Новаторская", а скоро и под Ленинским проспектом откроется станция Троицкой линии.
Такое же будущее ожидает район станции БКЛ "Зюзино", где снесут 182 дома. Для их жильцов строители не только возводят новые кварталы, но и реализуют на улицах Матушкина и Херсонской обширную программу комплексного благоустройства, включая разбивку газонов общей площадью более 12,5 тысячи квадратных метров. У станции БКЛ "Аминьевская" в программу благоустройства включили сохранившийся яблоневый сад, к которому теперь добавили пешеходные дорожки для 360 жителей, переехавших в здешнюю новостройку из двух снесенных по соседству "панелек" - получилась зона для прогулок и отдыха.
Самая глубокая станция БКЛ "Марьина Роща" находится недалеко от театра "Сатирикон". Его художественный руководитель Константин Райкин часто сетовал на "географическую" отдаленность "Сатирикона" от зрителя, что, однако, не помешало театру становиться одним из самых посещаемых в Москве. Но теперь его мечта исполнилась: один из платформенных указателей "Марьиной Рощи" заботливо указывает, какой из эскалаторов доставит пассажиров непосредственно к "Сатирикону". А еще к Международной академии бизнеса и управления и к спортивному комплексу "Академия льда". Это стало еще одним из основных достоинств Большой кольцевой линии: уже подсчитано, что станции БКЛ сделали гораздо доступнее для москвичей 770 общественных мест Москвы - театров и музеев, парков и спорткомплексов, учебных и медицинских учреждений. И если станция "Кленовый бульвар" выведет пассажиров к новому входу в парк "Коломенское" (с шестимиллионной годовой посещаемостью), то станция "Терехово" даст новую жизнь Мневниковской пойме на западе столицы.
Долгие годы этот полуостров, окруженный с трех сторон Москвой-рекой, а с четвертой - судоходным Карамышевским каналом, был застроен складами, гаражами и автобазами. И все это поблизости от центральной части города: отсюда до Бульварного кольца чуть ли не ближе, чем до МКАД. Нынешний проект планировки территории Мневниковской поймы предполагает, что в ближайшее десятилетие здесь поселится 27 тысяч человек, это 1,6 миллиона квадратных метров жилья, в том числе по реновации.
Много появится спортивных объектов - многофункциональный спортивный центр ЦСКА и стадион регби, ледовая арена, крытый серфинг-центр "Волна": в бассейне размером в пять футбольных полей будут двухметровые волны, песчаный пляж, пальмы и яркий свет... Тем временем город прорабатывает варианты транспортного развития до 2032 года. "Продолжается строительство новых радиусов и продление существующих линий метрополитена, - отметил Рафик Загрутдинов. - К концу 2023 года предполагается завершить строительство северного участка "салатовой" линии от станции "Селигерская" до станции "Физтех". В активном строительстве находится будущая Троицкая линия, общая протяженность которой составит около 40 километров - она соединит городской округ Троицк на территории Новой Москвы со станциями Московского центрального кольца. Перспективная цель - обеспечить пешую доступность к метро не менее 90 процентам жителей столицы".