С огромным архивом Соловецкого монастыря начали работать историки еще в начале XIX века. Но всерьез заинтересовались им гораздо позже. Борис Греков, ставший одним из самых известных советских историков, академиком, лауреатом многих премий, в 1916 году был обычным приват-доцентом Петербургского университета и уже известным ученым, отмеченным наградами.
Греков получил известность как исследователь архива Большого Тихвинского монастыря, а также трудов, связанных с Великим Новгородом. Очевидно, поэтому ему поручили осмотр и описание архива Соловецкого монастыря. В то время Борис Греков работал в Перми, где шло основание первого на Урале университета. В своих письмах он с добродушной иронией отзывался о возникших тогда хлопотах: дескать, в Екатеринбурге без лишних слов строят здание института, а пермяки только ходатайствуют к начальству по разным поводам.
Первый раз Греков уехал на Соловки в 1916 году, когда знакомился с документами в монастырском архиве. В письмах будущий академик сообщал, что часть бумаг, касающихся старообрядцев, уже вывезена. А также отмечал, что архив хранится в небольшой сырой комнате и, чтобы работать с документами, его надо перенести оттуда, но "монахи капризничают". С Соловков он вернулся в Пермь, где практически уже был организован университет и шли занятия.
В июле 1917-го Греков вновь вернулся на Соловки с заданием эвакуировать архив - ученые опасались, что бесценные старинные документы просто сгниют. Однако началось противостояние с местной церковной властью.
И только в конце лета 1917 года Греков получил разрешение вывезти архив. Но шла Первая мировая война, путь к Петрограду был опасен. Тогда ученый решил отправить монастырские документы в Пермь, где работал в университете. Двадцать четыре ящика, наполненные бумагами, перевезли по железной дороге через Котлас и Вятку. Причем оплатил все расходы сам ученый. В сентябре 1917 года Грекова утвердили в должности ординарного профессора, и он приступил к занятиям. Ящики с архивом Соловецкого монастыря временно разместили в здании пермской семинарии.
Разбирать документы и работать с ними вскоре стало некогда. В России произошла революция, в стране начались сражения Гражданской войны. В Перми продолжалось формирование университета. Грекову в мае 1918 года предложили стать деканом историко-филологического факультета. Тогда же он собирался выехать за границу, в Швецию. Еще до революции в своих письмах Борис Греков сообщал, что в тамошних архивах много документов, связанных с Новгородом, а русские историки с ними не знакомы. Специально для этой поездки Греков даже начал учить шведский язык. Поездка затормозилась из-за нехватки денег.
В стране тем временем начался красный террор, был расстрелян пермский архимандрит Андроник. Греков решил уехать из Перми в Петроград. Соловецкий архив он разделил на две части. Двенадцать ящиков с самыми ценными документами из семинарии перевез на свою квартиру в дом N 17 на улице Сибирской. Руководство университета заручилось поддержкой советской власти в Перми, получив решение совдепа о том, что квартира ни реквизиции, ни уплотнению не подлежит. Как сказано в документе: "...и должна остаться в полной неприкосновенности".
В это же время Грекова избрали делегатом на всероссийский съезд по вопросам реформы высшей школы, который должен был пройти в Москве. Вместо командировочных ректор университета попросил местные власти выдать Грекову "один пуд хлебного довольствия и прочих съестных припасов один пуд для личного пропитания как в дороге, так и в Москве на один месяц". Уехать из Перми Борису Грекову удалось только в начале осени 1918 года. Он поселился в Москве, в Богоявленском монастыре. А соловецкий архив оказался разделенным. Двенадцать ящиков были перевезены из семинарии в музей, а те, что хранились на квартире Грекова, попали в университет.
Сам ученый в Перми больше не появлялся. В период Гражданской войны он очутился в Крыму, где работал в Таврическом университете, потом в Томске. Даже в 1920 году никто толком не знал, где проживает Борис Греков. Ректор слал телеграммы в Киев на имя Грекова: "Прошу вас незамедлительно вернуться к месту службы" - и сам отвечал на запросы из Томска, что "местопребывание профессора Грекова неизвестно". А Борис Греков в 1921 году начал работать в Петрограде в Академии наук и Центральном историческом архиве.
Между тем документы Соловецкого монастыря так и хранились в Перми. Та их часть, что находилась в музее, была передана в архив, остальные лежали в университете. Толком документами никто не занимался. В столице решили, что архив пропал. Так, Археографическая комиссия сделала вывод, что точных сведений о судьбе документов нет, поскольку их перевозили с места на место, они находились на территории боев и были разобщены. Это не совсем соответствовало истине.
В 1924 году из Минска в Пермь приехал Александр Савич, молодой, но уже известный ученый. Он работал на кафедре русской истории. Именно Савич и начал заниматься соловецким архивом, практически собрав его воедино.
В 1927 году Савич публикует фундаментальный труд "Соловецкая вотчина XV-XVII в.: опыт изучения хозяйства и социальных отношений на крайнем севере в древней Руси". В своем отзыве один из ведущих историков страны академик Сергей Платонов укажет, что считает эту книгу ценным вкладом в "общую историю древнерусской экономической жизни".
Кстати, издание вышло с большим трудом. За печать книги в типографии надо было заплатить 1112 рублей. У Александра Савича таких денег не было. Ему обещали дать 500 рублей от Народного комиссариата просвещения. Но не дали. Тогда Савич издал книгу за свой счет, уплатив типографии в рассрочку. Расходы ему частично возместили позже, выписав премию в размере 300 рублей.
Александр Савич считается основателем школы уральских краеведов, он первым из ученых составил цикл лекций по истории Урала с древности до XX века, но, как и Греков, уехал отсюда и стал работать в Ярославском университете.
Доносы XVII века
Очевидно, что благодаря Савичу документы Соловецкого монастыря были обнаружены и в 1926 году отправлены в Москву, в Центральный исторический архив. Но часть бумаг до сих пор находится в Перми. Хранятся документы в фундаментальной библиотеке педагогического университета. Они датируются XVII веком и касаются малоизвестной стороны русской истории. Вот папка с челобитными из монастыря на имя царя. Среди них четыре челобитные воеводы Мещеринова. В них он оправдывается, уверяя, что не грабил казну. А разворовали, как указывает воевода, совсем другие, среди них ротмистр Степан Потапов и Волконский. В других челобитные доносы на разных должностных лиц.
Основная часть архива Соловецкого монастыря хранится в Москве, она уцелела благодаря двум ученым - Борису Грекову и Александру Савичу, работавшим в Пермском университете.