Обветшавшие, зачастую полуразрушенные здания из красного кирпича, когда-то бывшие фабриками и заводами Петербурга-Петрограда-Ленинграда, остаются одним из главных вызовов для градостроительной политики Северной столицы. Если такие здания не имеют статуса памятников промышленной архитектуры регионального или федерального значения, то рано или поздно идут под снос, а на их месте возводится новое жилье, иногда даже "элитное" или бизнес-класса. Ведь одно из преимуществ таких локаций - близость к центру.
Гораздо драматичнее складывается судьба промышленных зданий, имеющих историческую ценность.
Найти для них инвесторов, готовых не просто вложить деньги в приспособление объектов для современного использования, но и соблюсти требования охранных обязательств, - трудновыполнимая задача. Но даже когда такой инвестор найден, счастливая судьба краснокирпичным "заброшкам" совсем не гарантирована. Ярким примером истории с пока открытым финалом стал "Красный треугольник". Остается в плачевном состоянии и бывший Ленинградский мясокомбинат им. С. М.Кирова, вокруг которого на Московском шоссе уже возник современный жилой микрорайон. Забота властей об этом объекте пока ограничилась отправкой на реставрацию скульптур быков, украшавших вход, да возбуждением уголовного дела о разрушении ограды, являющейся вместе со зданием предприятия выявленным объектом культурного наследия.
Причины, по которым сложные для редевелопмента промышленные объекты зависают в неопределенности, постепенно разрушаясь, назвал в беседе с "Российской газетой" Александр Карпов, консультант председателя постоянной комиссии Заксобрания Петербурга по городскому хозяйству и созданию комфортной городской среды. По словам эксперта, главной проблемой того же "Красного треугольника" является наличие большого количества частных собственников, затрудняющее принятие решения о будущем всего комплекса.
"Им трудно договориться между собой. Город мог бы выступить посредником, но такая стратегия противоречит основной политике городских властей - ориентации на крупных застройщиков, крупных инвесторов. Если у тебя есть возможность договариваться с одним, то навыки того, как достигать договоренности с несколькими десятками собственников, утрачиваются", - поясняет Карпов.
Он также отмечает, что помещения, находящиеся в "депрессивных" локациях, как ни парадоксально, пользуются спросом и приносят пользу горожанам. "Они дают приют большому количеству низкомаржинальных бизнесов. И они делают город живым. Там мастерские, арт-студии, типографии - и все это дешево, и обслуживает нас с вами", - говорит эксперт, добавляя, что собственники таких бизнесов не осилят ремонта исторических зданий без финансовой помощи города. Если идет речь о поиске единого инвестора, то, с учетом существующей в таких объектах среды, ему придется выложить очень круглую сумму за приобретение таких объектов, к тому же весьма вероятен шантаж со стороны последнего арендатора или собственника, как это часто бывает при расселении больших коммунальных квартир.
"И не совсем понятно, какая деятельность все это окупит. Допустим, они построят там какое-то суперпремиальное жилье, но город от этого больше потеряет, чем выиграет", - рассуждает Александр Карпов. Более интересными, по его мнению, являются проекты не "про жилье", а "про экономику", поддерживающие деловую активность внутри города. Необходимы новые места для мастерских, малых предприятий, где люди занимаются ручным трудом и обслуживанием населения. "Время старых стратегий прошло. Нужно придумывать что-то новое", - резюмирует специалист.
Вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов Михаил Мамошин уверен в необходимости широкой просветительской деятельности со стороны города в отношении нуждающихся в спасении образцов промышленной архитектуры. Привлечение общественного внимания к таким объектам пробуждает и поддерживает интерес со стороны потенциальных инвесторов, приближает время, когда эти здания будут приведены в порядок и перезагружены в новой реальности.
А в ожидании редевелопмента, считает архитектор, нельзя оставлять такие места в состоянии умирания. "Можно сдавать такие объекты во временную аренду. Если объект не представляет аварийной опасности для пользователей, если его стены безопасны, можно современные функции осуществлять, а их очень много: это и новые форматы бизнеса, торговли, досуга - те же катки", - сказал Мамошин в своем комментарии для "РГ".
Архитектор Никита Явейн больше всего обеспокоен тем, что в Петербурге в последнее время сложилась порочная практика, когда любая попытка приспособления для современного использования исторического объекта вызывает волну медийных скандалов, судебных исков, а то и уголовных дел. В такой обстановке рассчитывать на интерес инвесторов к проблемным объектам, в том числе к зданиям промышленной архитектуры, вряд ли приходится.
"Сейчас не самое активное время, хотя ситуация меняется и по мясокомбинату ..Самсон.., и по ..Красному треугольнику... Сегодня не очень хороший моральный климат в городе. Что бы ни начали делать, тут же у нас суды бесконечные, как обеспечительная мера - ..ничего не делать.. и так далее. Я считаю, что в городе создался невыносимый климат для инвесторов", - отмечает Явейн. По словам главы "Студии 44", "все вместе создает ощущение некой истерии, и в такую атмосферу кому-то идти - надо иметь очень крепкие нервы".
В качестве примера архитектор приводит скандальные истории вокруг дома Басевича и Конюшенного ведомства. Напомним, несмотря на проведенный городом конкурс и вроде бы найденного инвестора, недовольные его итогами участники продолжают судебный марафон, что ставит на паузу реализацию проекта реставрации.
Городским властям, считает Явейн, необходимо добиться изменения этой негативной атмосферы, не позволяющей методично заниматься восстановлением объектов, находящихся в плохом состоянии. Иначе можно дождаться того, что стены упадут и восстанавливать будет уже нечего.