Поделиться

    На Урале застройщики предложили улучшить работу по госконтрактам

    В Екатеринбурге каждый год проходит всероссийский форум о закупках в строительстве и проектировании World Build/State Contract. В этот раз он собрал свыше 2000 участников из десятков регионов. Делегаты сформулировали 38 предложений федеральному правительству, которые позволят строить лучше и выгоднее, в том числе на бюджетные средства. Назову пять основных.

    Первое. Срыв сроков из-за неграмотной проектной документации - головная боль большинства строителей. Исполнитель выигрывает контракт на монтажные работы, а после знакомства с проектом выясняется, что он сырой. К некачественному проектированию приводит отсутствие нормированных сроков, заказчик просит "вчера" - в спешке возникают ошибки. Кроме того, стоимость контракта может рассчитываться по трем коммерческим предложениям, такое сужение конкуренции создает поле для коррупции. А муниципальные заказчики порой не обладают знаниями, позволяющими принять верный проект.

    Чтобы повысить качество проектирования бюджетных строек, мы просим федеральные власти установить официальные нормы по срокам исполнения и стоимости, а также создать в каждом регионе государственную службу единого заказчика вместо огромного количества муниципальных. Туда можно будет отбирать опытных специалистов.

    Второе. Еще одна причина срыва сроков - привязка к лимитам бюджетных средств. Зачастую завершение работ планируется на конец года, но по объективным обстоятельствам не получается, а 1 января у заказчика уже нет средств. Восстановление неиспользованных лимитов занимает 3-4 месяца, все это время с подрядчиком не могут рассчитаться, стройка стоит. Чтобы избежать такого развития событий, участники рынка предлагают автоматически переносить неиспользованные лимиты на следующий год.

    Сегодня первоклассные девелоперы редко берутся за госконтракты, потому что это невыгодно: либо заказчики искусственно снижают цену контракта до бюджетных лимитов, либо недобросовестные конкуренты-подрядчики "падают" ниже 25 процентов от реальной стоимости. В обоих случаях это влечет за собой выбор некачественных материалов и неквалифицированного персонала, поскольку рентабельность строительной отрасли, по оценке Росстата, составляет всего четыре процента. Чтобы избавиться от демпинга, нужно законодательно ввести прямой запрет на снижение цены до бюджетных лимитов и ниже десяти процентов. Это третья инициатива.

    Четвертая касается субподрядчиков (малого бизнеса). Они ущемлены в правах: до них аванс, который перечисляет госзаказчик, не доходит, пока работа не будет выполнена полностью. Фактически на них не распространяется правило авансирования (до 50 процентов) и постоплаты (10 дней), как на подрядчика. Нужно законодательно прописать равный подход.

    Наконец, пятое: для участия в бюджетных стройках исполнитель должен иметь определенный уровень финансовой ответственности. Например, чтобы получить обеспечение на 500 миллионов рублей, придется заплатить 2,5 миллиона. Подрядчики вынуждены брать кредиты и в результате дважды переплачивать за участие в госзакупках. Но главное - им приходится делать взносы до заключения контракта. Хотя на момент торгов исполнитель еще не знает, будет ли подписан с ним договор, он уже несет убытки. Строители считают необходимым снизить стоимость финансовых гарантий, а взносы перечислять только в момент заключения контракта.

    Предложения бизнеса отправлены в Минстрой РФ, Минфин РФ, Главгосэкспертизу, аппарат правительства РФ и Госдуму. Одна поправка была принята отраслевым ведомством прямо во время форума. Мы уверены, что и другие инициативы будут услышаны.

    Поделиться