Разговоры о том, что Болонская система с двухуровневой подготовкой кадров "бакалавр - магистр" уже не подходит для современной российской экономики, идут уже около года. Но от разговоров - к делу. Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, конкретные предложения относительно изменений в системе российского высшего образования будут готовы к лету. Общая картина такова: в российских университетах появятся гибкие программы сроком от четырех до шести лет. Если профессия требует дополнительной углубленной подготовки или узкой специализации - добро пожаловать в магистратуру или ординатуру. Причем в магистратуру можно будет поступать после любого базового образования.
Еще один важный момент: поступить в магистратуру можно будет на бюджет. Сейчас такое тоже возможно, но мест очень мало. Так, из 588 тысяч бюджетных мест, распределенных в вузы на 2022/23 учебный год, на магистратуру выделено 124,5 тысячи.
Нынешним студентам не стоит волноваться: те, кто уже учится, смогут продолжить и закончить образование по действующим программам. Валерий Фальков заверил, что уже полученные дипломы и ученые степени не придется пересматривать и согласовывать. Они по-прежнему будут котироваться и в России, и за рубежом.
Еще одна новинка: сокращение срока обучения в магистратуре, в частности по техническим специальностям. По словам министра, таков запрос со стороны ряда отраслей экономики. Сейчас в магистратуре учатся два года. "Технические вузы активно заявляют о том, что им нужна технологическая магистратура сроком меньше двух лет. Мы считаем, что для этого есть, с одной стороны, накопленный международный опыт, с другой - все будет зависеть от базового высшего образования и образовательных технологий, которые позволят с учетом серьезной включенности индустриальных партнеров и мотивации самих студентов получать качественное образование в более короткие сроки", - пояснил министр.
Об этом, как он отметил, заявляют не только представители инженерно-технической отрасли, но и ИТ-сферы. Для работодателей важно, чтобы их сотрудники также могли получить необходимое магистерское образование, повысить или углубить свои знания за более короткое время.
Кроме того, у вузов появится возможность разрабатывать программы магистратуры совместно с потенциальными работодателями. Сегодня такой практики в принципе нет. "Мы будем искать возможности, для того чтобы новая система высшего образования была лучше адаптирована к потребностям рынка труда, запросам экономики и, в первую очередь, учитывала конституционные права, свободы и законные интересы граждан России и иностранцев", - подчеркнул глава минобрнауки.
Как считает ректор МФТИ Дмитрий Ливанов, переход к базовой подготовке с гибкими программами поможет и студентам, и работодателям. Ведь основная проблема с системой "бакалавр - магистр" была в том, что работодатели не понимали, какой уровень компетенций у человека с дипломом бакалавра.
"Переход на традиционную для России систему подготовки специалистов должен, безусловно, устранить проблемы, и работодатели будут четко понимать, что за уровень у выпускника, которого они принимают на работу, - подчеркнул Дмитрий Ливанов. - Очень важно понимать, по каким профессиям какой срок подготовки необходим. Ясно, что не по всем сложным видам профессиональной деятельности необходима именно шестилетняя подготовка. А есть сложные виды деятельности, которые традиционно требуют длительного срока обучения: инженерное и медицинское направления, все, что связано с развитием высоких технологий, с подготовкой ученых".
Александр Безбородов, ректор РГГУ:
- Традиционная двухгодичная подготовка в магистратуре зачастую запаздывает, и профессиональные компетенции, актуальные в начале обучения, нередко теряют актуальность к моменту выпуска. Мировой опыт демонстрирует успешную подготовку в рамках одногодичных программ магистратуры. При этом необходимо сохранить качество образования, и для этого потребуется более интенсивная "контактная" работа с реальными проектами. Если человек не меняет вектор подготовки после бакалавриата или специалитета, то одного года магистратуры вполне достаточно даже для научно-исследовательских программ. Но особенно удачным решением это может стать в сфере прикладной профподготовки.