23.03.2023 06:36
    Поделиться

    Власти островной области внедряют управление данными во все сферы

    Цифровизация и трансформация самых проблемных отраслей в регионах позволяет расшить многие узкие места. Об этом говорилось в Южно-Сахалинске на федеральном форуме "Управление регионом на основе данных" с участием представителей 60 субъектов Федерации и минцифры РФ. Они увидели, как используются высокие технологии на далеких островах. В федеральном минцифры считают, что пора масштабировать и тиражировать местные наработки. И что же так впечатлило экспертов?

    Прививка данными

    Трансформация первичного звена здравоохранения в Сахалинской области была радикальной - по принципу "резать, не дожидаясь перитонита". В поликлиниках ликвидировали "святое" - регистратуры, где раньше в определенные дни выдавали заветные талоны.

    Записаться на прием или сделать вызов на дом сейчас можно, позвонив по единому номеру 1300. При этом колл-центра как такового нет - звонок жителя Южно-Сахалинска, например, может принять любой свободный оператор из Анивы, Корсакова или другого населенного пункта. Да какая разница, где именно оператор находится, если он подключен к единой информационной системе. За счет этого среднее время ожидания ответа сократилось с 10-15 до одной-двух минут.

    Единым расписанием приема узких специалистов занялся проектный офис областного минздрава. А еще на островах выяснили реальную нагрузку на медиков.

    - Раньше многие врачи брали совместительство, и было достаточно трудно отследить их работу. Если врач на двух ставках, у него должно быть в два раза больше пациентов. Теперь мы видим, сколько человек принял каждый доктор, сколько часов отработал, - рассказал министр здравоохранения области Владимир Кузнецов.

    По его словам, появилась возможность маневра. Пациентов перенаправляют в те медучреждения, где врачи наименее загружены. Или, наоборот, шлют специалистов туда, где возник наплыв больных.

    Благодаря новому подходу вдруг "из ниоткуда" образовалось на треть больше свободных талонов. На прием к терапевту или педиатру пациент теперь попадает через один-два дня, к узкому специалисту - в течение недели. Кстати, на Сахалине сбылась мечта многих россиян. Хроническим больным разрешили обращаться к профильному специалисту, минуя участкового терапевта.

    Островные власти говорят, что боль пациентов, которые не могут попасть на прием к врачу, превратилась в новую модель управления здравоохранением. На ее внедрение ушло два года. Короче, никакой фантастики - в любом регионе России можно на треть увеличить пропускную способность больниц и поликлиник только за счет правильно организованной работы.

    Данные против снега

    Южно-Сахалинск - город небольшой, но очень снежный. В сезон над ним проносится по две дюжины циклонов, после которых остаются метровые сугробы. Системы мониторинга на основе цифровых технологий помогают муниципальным службам оперативно расчищать дороги и дворы от последствий метелей, потому что обстановка на всех улицах отслеживается в реальном времени.

    - Данные о проделанной работе моментально попадают в профильные ведомства. При этом учитывается обратная связь от жителей. Если у них возникают нарекания, то техника отправляется по конкретным адресам. Во время последних мощных циклонов подключили к системе сотрудников ГИБДД, которые находили владельцев машин, мешающих расчистке дорог, - рассказали в минцифры Сахалинской области.

    Система управления на основе данных позволяет в реальном времени контролировать все процессы, а также корректировать и совершенствовать их. Это не только борьба со снежными заносами, но и ремонт дорог, благоустройство дворов, вывоз ТКО. По сути город - это полигон, где область отрабатывает основные практики управления на основе данных.

    Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

    - Мы шли по пути цифровой трансформации поэтапно. Еще в 2010 году создали мультисервисную систему. Потом стали участниками проекта "Умный город". Двигают цифровые инновации в администрации Южно-Сахалинска почти 600 специалистов, которые прошли обучение. Они оптимизировали сотни процессов, чтобы горожане проще и быстрее получали услуги, - рассказал мэр столицы Сахалина Сергей Надсадин.

    В тираж!

    - Мы проводим такие форумы, чтобы найти лучшие образцы, которые нужно растиражировать. На Сахалине видим зрелый продукт по многим направлениям. Определим матрицу решений, которые будем настоятельно рекомендовать к тиражированию по регионам - либо уже готовые, либо которые надо доработать, чтобы они попали на федеральные платформы, - заявил замминистра цифрового развития РФ Олег Качанов.

    Его коллега Григорий Борисенко признался, что за два дня форума смог увидеть, что такое цифровая трансформация и какой она должна быть. Существует миф, что это по сути автоматизация, долгая и затратная. Однако сахалинский опыт показывает, что это вовсе не так. Командам профессионалов удается буквально за считанные месяцы картировать процессы - составлять их блок-схемы в графическом виде, выстраивать на этой основе работу, что в итоге дает хорошие результаты.

    Поделиться