Это стратегическая управленческая практика верхнего уровня, интегрирующая разные виды логистик: распределительную, транспортную отраслевую и мультимодальную, событийную, территориальную, финансовую, информационную и другие. Без понимания ситуации в этой системе невозможно заниматься прогнозированием и планированием развития транспорта.
Первый уровень планирования и прогнозирования — «от обстановки» или, условно говоря, «взгляд снизу». Он предполагает набор действий и решений, исходя из анализа текущего положения дел, создания информационной модели того, что уже есть, определения успехов и проблем, чтобы предложить «как должно быть», как и за счет чего оптимизировать сквозной перевозочный процесс.
Но если мы хотим быть успешными, нужно учитывать геополитические и геоэкономические реалии, а это уже «взгляд сверху». Только сочетание «взгляда снизу» и «взгляда сверху» позволит нам создать работающую стратегию и инструменты для ее реализации, чтобы обеспечить прорыв в будущее.
Цивилизационная задача пространственной логистики состоит не только в том, чтобы в условиях многоуровневых санкций против России осуществить поворот транспортных перевозок на Восток, максимально устранив рассогласования и разрывы в транспортном процессе. Понимать эту задачу узко, как чисто механическую — неправильно.
Мы рассматриваем ее как средство развития Дальневосточного макрорегиона и Арктики с установлением прочных контактов и взаимообменов не только с Северо-Восточной Азией, но и со всем Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Для раскрытия глубины термина spatial logistics мы в Морском государственном университете готовим к изданию брошюру «Пространственная логистика. Тезаурус новой парадигмы развития инфраструктуры, транспорта и логистики. Развитие России через Восток».
МГУ имени Невельского вошел в программу «Приоритет-2030». В ее рамках предусмотрено восемь лабораторий, в том числе и пространственной логистики. Она уже создана в тесном партнерстве с реальным бизнесом и ведомствами, решающими логические задачи на практике. Ключевыми партнерами при организации лаборатории стали хабаровский Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Федеральное автономное научное учреждение «Восточный центр государственного планирования» («Востокгосплан»), Владивостокский государственный университет, московская компания «Интеллектуальные транспортные технологии» («ИнтелТех»).
Нам, в частности, предстоит совместно заниматься сбором информации, анализом и прогнозированием, участвовать в создании консалтингового центра мультимодальных перевозок Дальневосточного региона и Арктики, а также работать над совершенствованием нормативно-правовой базы и разработкой предложений по единым стандартам информации и цифровому ведению базы данных.