К концу 2021-го в столице Сибири насчитывалось чуть более тридцати станций, сейчас их свыше сорока. В целом, как отмечают аналитики 2ГИС, за год в российских городах число общедоступных станций для зарядки электромобилей увеличилось почти на семьдесят процентов. Тем не менее количество таких точек остается относительно небольшим при расчете на душу населения.
В Новосибирске созданием зарядной инфраструктуры для электромобилей занимаются с 2019 года. Проект из локального перерос в федеральный, и сейчас у оператора сети сотни станций во многих крупных городах страны. В Новосибирске под управлением компании Punkt E находится не менее тридцати ЭЗС.
В компании отмечают, что станции в основном размещены в местах, где водитель может совместить зарядку автомобиля с делами и досугом. Такие локации по душе водителям, которым нравится доступность и быстрота заправки - запас энергии для среднесуточного пробега электрокара восполняется за двадцать-тридцать минут.
По оценке водителей, если на заправку обычной машины бензином в год уходило около пятидесяти тысяч рублей, то на питание электромобиля требуется менее пяти тысяч. Минус затраты на масло, свечи и прочие расходные материалы, необходимые для содержания в рабочем состоянии транспортного средства, работающего на бензине, дизельном топливе или газе.
Владелец электромобиля Алексей Кирютин утверждает, что заряжает свою "электричку" дома от обычной розетки.
- На это, конечно, больше времени уходит, чем при заправке на профстанции. Удобно, если живешь в частном доме с гаражом: приехал - воткнул в розетку, как смартфон, - говорит он.
По словам Алексея и других водителей, пересевших с обычных автомобилей на электрокары, с такой машиной надо правильно планировать маршрут.
Обычно одной ночной зарядки хватает на день, зимой нужна дополнительная энергия на обогрев салона.
- Но даже в самый лютый мороз я проезжал пятьдесят километров, а летом одной зарядки хватает на 150 километров. При развитой инфраструктуре электрозаправок вообще не будет проблем, - отмечает Алексей Кирютин.
Однако, как следует из февральского опроса Исследовательского центра портала Superjob.ru, о покупке электромобиля задумываются лишь 18 процентов россиян. Семь из десяти респондентов пока не готовы отказаться от обычной машины в пользу электрокара. Мужчины чаще женщин рассматривают возможность покупки автомобиля с электродвигателем: 20 процентов против 12. Больше всего желающих пересесть на экологичный вид транс-порта среди россиян моложе 34 лет - 23 процента.
"В стране пока недостаточно развита соответствующая инфраструктура", "в нашем регионе тяжело использовать такой автотранспорт круглогодично, заряжать негде", - отмечают респонденты.
В пресс-службе компании "Яндекс" констатируют, что спрос на электрокары, как и в целом интерес к покупке автомобилей, снизился. Об этом свидетельствует число просмотров объявлений на сервисе "Авто.ру". "В конце 2022 года контакты продавцов подержанных электрокаров смотрели на четверть реже, чем в начале года. Если же сравнивать с 2021-м, интерес снизился на 35 процентов", - сообщили в компании.
Аналитики "Авто.ру" зафиксировали, что за 2022 год средняя цена новых электромобилей в сервисе снизилась с 9,8 до пяти миллионов рублей. Это произошло из-за того, что поменялась структура предложения: стало больше относительно недорогих машин. Электрокары за три-пять миллионов рублей занимают в ней 40-45 процентов, остальное - машины дешевле трех миллионов (например, Evolute).
Средняя стоимость электрокаров с пробегом, наоборот, поднялась на 14 процентов - почти до 2,6 миллиона рублей. В "Авито Авто" отметили, что не видят особого разрыва в цене между новым электромобилем и машиной с пробегом - в среднем 3,2 миллиона и 3,5 миллиона рублей соответственно.
Самыми популярными моделями электрокаров с пробегом стали относительно недорогой Nissan Leaf (средняя цена - 730 тысяч рублей), премиальные Tesla, Audi, Porsche, а также BMW iX, Volkswagen. В декабре прошлого года внимание пользователей "Авто.ру" привлек Evolute i-Pro - новый электрокар российского производства.
- Российский рынок пополнился китайскими электромобилями, а также вырос за счет появления отечественного Evolute и параллельного импорта. Электрокары стали доступнее: если раньше были представлены в основном премиальные машины, то сейчас привозят широкий спектр китайских. С помощью параллельного импорта в Россию начали ввозить и европейские модели, - прокомментировал ситуацию руководитель группы исследований и клиентской аналитики "Авто.ру" Алексей Муханов.
Сейчас в московских дилерских центрах появился электрокроссовер "Москвич 3е", отмечают эксперты онлайн-платформы "Авито Авто". По их данным, отечественная новинка вызывает большой интерес у пользователей сервиса. В январе-феврале 2023-го тридцать процентов спроса на электрокары на "Авито Авто" пришлось на долю этой модели. Средняя цена "Москвича 3e" - 3,5 миллиона рублей.
По оценкам экспертов "Авито Авто", в прошлом году самой продаваемой моделью электрокара с пробегом в Новосибирской области стал Nissan Leaf, а средняя цена автомобиля с пробегом с электрическим двигателем в регионе составила 960 тысяч рублей. Доля электрокаров в общих продажах автомобилей с пробегом в Новосибирской области в 2022 году достигла 0,35 процента.
Несмотря на то что электрокары занимают относительно небольшую долю в общем объеме продаж автомобилей с пробегом в стране, можно отметить рост их популярности, подчеркивают в "Авито Авто". В прошлом году эта доля составила 0,24 процента, а в 2021-м была 0,15 процента.
В агентстве "АВТОСТАТ" говорят о рекордном результате: в феврале 2023-го доля электрокаров в общем количестве реализованных новых легковых автомобилей в стране составила один процент, годом ранее - всего 0,3 процента. За два первых месяца продано 909 "электричек", что на 61 процент больше показателя января-февраля минувшего года.
Руководитель направления развития EV проектов "Сибирской генерирующей компании" Андрей Витковский уверен, что наличие должной инфраструктуры подогревает интерес потребителей к электрокарам.
- Мы видим, что сфера зарядной инфраструктуры развивается в направлении "быстрых" станций. Но для резкого роста числа электромобилей необходима придомовая "медленная" зарядная инфраструктура: приехал вечером домой, оставил автомобиль на ночь, а утром уехал на заряженном. В Красноярске мы реализовали пилотный проект по размещению зарядных станций во дворах жилых кварталов и за первые два месяца увидели спрос, превышающий даже наши оптимистичные прогнозы, - утверждает Андрей Витковский.
Кстати
Подобный проект планируют осуществить и в Новосибирске. Однако в министерстве ЖКХ и энергетики региона отмечают, что при установке станций предприниматели сталкиваются с различными сложностями, связанными с насыщенной инженерной инфраструктурой городской среды, пересечением коммуникаций, необходимостью согласования прохождения трассы, проблемами с выделением доступной точки подключения и мощности. Поэтому необходимо создавать соответствующую федеральную и региональную нормативно-правовую базу.