Здесь стоит напомнить, что Шигирский идол официально назван одним из главных брендов Среднего Урала. Еще в прошлом году свердловские имиджмейкеры разработали новую концепцию продвижения региона, в котором важнейшую роль играет знаменитый артефакт, давным-давно обнаруженный в торфяных болотах под Кировградом и перевезенный в Екатеринбург. Сейчас он находится в Музее истории и археологии Урала - подразделении Свердловского краеведческого музея.
Изначально разработчики концепции планировали сделать историко-культурное достояние региона общедоступным. Предпринимателям обещали создать механизм быстрого получения разрешения на изготовление брендированной продукции - открыток, наклеек и даже фирменного пива "Шигир". Но, как сейчас выясняется, за все придется платить.
В музее не скрывают, что денежный ручеек призван пополнить его казну, и уверяют, что монетизация коммерческого интереса к музейным экспонатам вполне законна. Делать это учреждению культуры позволяет статус правообладателя.
- Коммерческое использование изображений экспонатов регулирует статья 36 ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в РФ". При использовании в коммерческой деятельности необходимо согласие правообладателя. Это статья 52 закона "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и постановление правительства Свердловской области от 20 августа 2014 года ("Об утверждении порядка передачи прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, находящихся в государственной собственности Свердловской области"), плюс закон "О музейном деле в Свердловской области", статья 10. То есть эти отношения регулирует как федеральное, так и региональное законодательство, - пояснила "РГ" заведующая юридическим отделом музея Анастасия Ширшова.
По ее словам, уникальными эти нормы назвать нельзя - подобные правила действуют, к примеру, в Великобритании, Италии. А в России уже сложилась и определенная судебная практика. Оказывается, несколько лет назад Эрмитаж подал в суд на российского дизайнера, который использовал в своей работе картину Томаса Гейнсборо "Дама в голубом", и выиграл его.
- В таком случае должно быть получено согласие музея на использование экспоната, а его не было. Указанное право исходит из правообладания музейным предметом, - отметила Ширшова.
Итак, за однократное воспроизведение изображения Шигирского идола музей требует 500 рублей. Однако некоторые предприниматели считают, что найденная на Урале древнейшая деревянная скульптура является общественным достоянием - и "за что же тогда платить?".
- Первый раз слышу о такой ситуации, - недоумевает руководитель компании "Сувенир66" Владислав Романов. - Мы давно используем знаковые объекты города в своей сувенирной продукции - покупаем изображения у фотографов, в фотобанке в интернете, сами делаем снимки. Несколько лет назад была история, касавшаяся памятника Татищеву и де Геннину. Тогда суд все-таки разрешил использовать изображения отцов-основателей Екатеринбурга - в том случае, если памятник попадает в панораму города. Вообще, на мой взгляд, желание предъявить права на подобные объекты не совсем честно. В городе много памятников и различных раритетов. Получается, запечатлеть красивые городские виды будет просто невозможно - неужели "замыливать" каждый узнаваемый объект?
К тому же бизнесу не до конца понятен механизм сбора денег. 500 рублей стоит разрешение на изготовление той или иной печатной продукции, но в остальных случаях музей обещает "индивидуальный подход". Так, если сувениры будут реализованы через музейные точки продажи, предприниматели могут быть освобождены от платы. А если их станут продавать не только в музее, но и на городских улицах? Отсутствие четких правил еще больше сбивает с толку.
- Мы небольшая коммерческая фирма по изготовлению сувенирной продукции, не имеем возможности делать такие отчисления. Отдавать 500 рублей за единицу продукции? Если брелок стоит 100 рублей, в этом вообще нет смысла. Почему музею принадлежат авторские права на идола, разве это автор скульптуры? А если я приду в музей и сам сфотографирую Шигирского идола на телефон, могут ли они запретить мне использовать эти фото? В общем, вопросов много, - сетует Владислав Романов.
Ответов на все нет и у музейных работников. Пока на сайте учреждения культуры отсутствует даже типовая форма заявки на использование изображений. Говорят, надо искать ее на сайте "Шигирского идола". Но ведь деньги-то будет брать музей…
- Думаю, что нужно обсуждать каждый конкретный случай. Прецедентов реализации сувенирной продукции с изображением Шигирского идола вне точек продаж в самом музее еще не было. Пока в основном обращаются только за разрешением на использование редких фотографий из музейных фондов, - отметила Анастасия Ширшова.
Впрочем, многие уральские производители сувениров работают исключительно под заказ и намерены разбираться с проблемами только "по мере их поступления".
- В прошлом году мы выполняли договор на изготовление изображений Шигирского идола из оргстекла для награждения. Но заказчиком выступал, кажется, сам музей, и вопросов никаких не возникло. Что касается покупки лицензий… Знаю, что, например, использовать изображение знака ГТО мы тоже просто так не можем. Когда поступила такая заявка, обратились в специальную организацию за разрешением. Если сейчас закажут изображение Шигирского идола, конечно, будем выяснять детали, - пообещала менеджер компании "Новый цвет" Светлана Санникова.
Пока такая практика отсутствует, "копилка" идола практически пуста. Кстати, несмотря на понятное раздражение, которое вызывает у предпринимателей новый сбор, его цели можно назвать благородными. Увы, за последние годы "оправа" этой исторической жемчужины заметно обветшала, например, многие посетители отмечают тусклое освещение артефакта. Причем просто вкрутить новые лампочки невозможно - надо менять всю систему, создавать современную экспозицию всей шигирской коллекции.
- Хотели бы собрать столько денег, чтобы можно было смонтировать новое освещение этого уникального экспоната, представить его в выгодном свете - во всех смыслах. Хранители давно об этом мечтают, - заключила Анастасия Ширшова.
Елена Косьяненко, доцент кафедры предпринимательского права УрГЮУ:
- Считаю, что недопонимание возникло из-за неверного определения охраняемого объекта. Музей говорит об экспонате, который учитывает и охраняет как культурное наследие. А предприниматели - о произведении искусства.
Согласно ст. 1282 ГК РФ, произведение искусства, перешедшее в разряд общественного достояния, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения. Статья 1276 ГК РФ допускает свободное использование путем воспроизведения и распространения изготовленных экземпляров, доведения до всеобщего сведения в форме изображений произведений архитектуры, градостроительства и произведений садово-паркового искусства, расположенных в месте, открытом для свободного посещения.
Однако статус "общественного достояния" не распространяется на материальный объект - экспонат, здесь работает иной правовой режим. Например, литературные произведения, авторы которых умерли более 70 лет назад, могут издаваться без выплаты вознаграждения правообладателю любыми издательствами. Но если оригинал рукописного текста хранится в музее в качестве экспоната, его копировать и вообще трогать без согласия музея нельзя.
Законодательства и федерального, и регионального уровней регулируют производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на их территориях, а также с использованием их названий и символики. Такое использование осуществляется с разрешения дирекций музеев, поэтому их администрации вправе разрабатывать специальные документы, позволяющие в коммерческих целях использовать музейные экспонаты, являющиеся культурным наследием. Добавлю, что условия такого договора закон не регулирует - стороны вправе сделать это самостоятельно.