Портрет среднестатистического кандидата, судя по исследованию hh.ru, выглядит так: примерно половина заинтересованных в трудоустройстве в этой сфере - люди в возрасте от 26 до 45 лет. То есть большинство соискателей имеет опыт работы (нет его только у 18 процентов уральцев, подающих резюме). Но парадокс в том, что узкопрофильных специалистов все равно недостаточно, отмечают эксперты Ассоциации коммуникативных агентств (АКАР) Урала.
- Рекламный рынок в 2022 году трясло: часть специалистов уехала за границу, часть осталась без работы. Из-за внешних потрясений количество вакансий снизилось, но вместе с тем прослеживается и нехватка кадров, хотя агентства в Екатеринбурге открывают новые вакансии даже на фоне сокращения бюджетов рекламодателей и меняют установку, что реализоваться в этой профессии можно только в Москве, - заявляет эксперт ассоциации, основатель Be Brand People Артем Дрыгант.
По данным "Авито Работы", спрос на SEO-специалистов увеличился на 84 процента, на менеджеров по рекламе - на 11, а копирайтеров - аж на 254. По итогам февраля в уральской столице количество вакансий выросло на 36 процентов к прошлому году, а для желающих трудиться удаленно - на 143. К слову, каждый пятый рекламщик становится фрилансером и оказывает услуги напрямую, что тоже влияет на общую статистику рынка труда.
- На самом деле ситуация почти критическая. Во-первых, мы ощущаем последствия демографической ямы: перекос по возрастам соискателей. Во-вторых, в сфере рекламы и маркетинга агентства конкурируют за кадры еще и с госсектором, предприятиями, технологическими платформами. Отмечу: дефицита в менеджерах разного рода нет, а вот специалистов узкого профиля найти сложнее, - делится мнением руководитель комитета по исследованиям АКАР Урал, директор медийного агентства AMG Сергей Балакирев.
Чего ждут от новичков работодатели? В первую очередь их интересуют реализованные проекты и опыт кандидатов, в цене также "мягкие" навыки вроде умения общаться с клиентами, креативность, говорит Артем Дрыгант. Наиболее востребованы в его команде аккаунт-менеджеры, креативные и арт-директора, стратеги. Так как работа в агентствах охватывает разные отрасли, скорость обучения играет большую роль, чем профильное образование.
-Чаще всего требуют просто высшее образование - и при наличии релевантного опыта профиль диплома не так уж важен, - говорит руководитель пресс-службы hh.ru Урал Анна Осипова. -Хотя специальность в сфере маркетинга или журналистики всегда приветствуется. В некоторых случаях работодатели ищут маркетолога с опытом, но с образованием в другой профессиональной сфере, например технической, экономической.
- Бывает, что на одну вакансию в нашем бюро приходит по 70-100 резюме. Как выбрать? Ключевое условие - чтобы соискатель соизмерял свои навыки с требованиями работодателя. Нарабатывать опыт можно заранее, еще обучаясь в вузе, например, предлагая свои услуги знакомым или волонтерским организациям. Или прийти на 1-2 курсе на практику в агентство, закрепиться, остаться на позиции джуниора (начинающего) и дальше расти, - считает эксперт АКАР, директор по развитию контент-бюро "Ишь, Миш!" Михаил Пономаренко.
По его словам, есть и недооцененные сегменты для старта карьеры. Допустим, госдиджитал-площадки в соцсетях, которые запускают органы местного самоуправления и госвласти. Он считает, что госструктуры могли бы теснее взаимодействовать с вузами по этому направлению. Пока же выпускники не рассматривают его, полагая, что уровень зарплат там ниже, чем в бизнесе, и работа менее интересная.
Кстати, средняя зарплата маркетологов в УрФО составляет 59 тысяч рублей, в Екатеринбурге - 62 тысячи.
- При этом в рекламных агентствах вознаграждение кандидатов может быть выше среднего значения по рынку из-за высокой нагрузки. К примеру, мы ушли от такой системы оплаты, когда зарплата или ее переменная часть рассчитывается как процент от привлеченных сотрудником заказов,- добавляет Артем Дрыгант. - Для многих компания, команда сейчас является важным островком стабильности, а финансовая стабильность мотивирует гораздо больше, чем процент с продаж.
В ассоциации отмечают: вузы тоже озабочены подготовкой кадров для этой сферы и привлекают к лекциям практиков, чтобы новички получали представление о работе в реальном бизнесе. Также участники рынка ведут курсы допобразования. Скажем, в УрФУ проходит АКАР Практикум для студентов и действующих специалистов, в Уральском государственном экономическом университете - недели маркетинга и т. д.