Чтобы получить льготу, бизнесу нужно вложить в такие проекты не менее 200 и 100 миллионов рублей соответственно. Другое важное условие - количество созданных мест: в школах их должно быть не менее 100, в детсадах - от 50. По оценке минэка, этот механизм позволит в среднесрочной перспективе создать дополнительную инфраструктуру в сфере образования на 1,5 миллиарда рублей. Прежде всего частные инвестиции будут привлекать туда, где идет массовая жилая застройка и среди новоселов много молодых семей.
Сегодня на Среднем Урале на принципах ГЧП строятся четыре школы: одну из них, на 1000 мест, до конца года сдаст компания "Атомстройкомплекс" в Екатеринбурге, вторую, в Верхней Пышме, на 1135 мест - компания "Интеллект". По двум другим проектам соглашения подписали недавно, срок ввода учебных заведений в эксплуатацию - до конца 2024 года. Школа на 1,5 тысячи мест появится в районе улиц Советской-Блюхера в Екатеринбурге (инвестор опять-таки "Атомстройкомплекс"), а в Березовском на улице Победы здание возведет Центр стратегического партнерства и инвестиций - оно будет рассчитано на 825 учеников.
Кроме того, по словам вице-губернатора Дмитрия Ионина, утвержден перечень медицинских объектов, которые потенциально можно отдать в концессию. Всего их 11, в том числе оперблок областной клинической больницы № 1, клинико-диагностический центр "Охрана здоровья матери и ребенка", детские поликлиники на Уктусе и в Широкой речке, вторая очередь территориального центра медицины катастроф.
Интересно, что на согласование первой "социальной концессии" в регионе ушло целых 2,5 года (мешали то резкий рост цен на стройматериалы в пандемию, то повышение ключевой ставки, то зарегулированность казначейского сопровождения), на вторую - всего полгода, а теперь власти надеются справиться еще быстрее.
- На примере объекта на улице Котельникова стояла задача отработать коробочное решение и согласовать со всеми участниками, министерствами. Теперь оно у нас есть. Это документ, алгоритм взаимодействия. Сами школы строятся по индивидуальным проектам, - поясняет руководитель направления ГЧП компании "Атомстройкомплекс" Александр Копылов. - Отработав его в сфере образования, мы теперь готовы попробовать и в здравоохранении: подали несколько заявок.
Чтобы бизнес более активно брался за такие проекты, в областном Союзе промышленников и предпринимателей предложили представителям ДОМ.РФ подготовить коробочные решения по всем видам инфраструктурных займов.
- Для застройщика тут нет никакого бизнеса, если рассчитать эффективную рыночную модель, то стоимость школы окажется запредельной. Когда будут коробочные решения под каждый раздел льготного софинансирования, регион сможет четко понимать, сколько, когда и на каких условиях придется заплатить. И ему будет проще предлагать девелоперам вступать в такие сделки даже при дефицитном бюджете, - рассуждает заместитель главного бухгалтера УГМК Виктория Казакова.
По словам руководителя направления "ГЧП. Инфраструктурные облигации" ДОМ.РФ Александра Кулакова, пока займы на создание социальной инфраструктуры менее популярны, чем на строительство дорог или инженерных сетей. Причина в том, что есть выбор: школу или детсад можно построить и по госпрограммам. Другое дело, что бюджет не резиновый и очереди можно ждать годами, поэтому регионы начинают постепенно осваивать и новый механизм. Он сочетает в себе рыночные принципы и господдержку: ДОМ.РФ выпускает ценные бумаги, их приобретают частные инвесторы - полученные средства предоставляются в виде кредитов по льготной ставке. В частности, на целевые облигации сегодня возводятся две школы и два детсада на Ямале (в Салехарде и Губкинском), школа и детсад в Челябинске.
Почти половина всех инфраструктурных проектов, которые рассматривает сейчас ДОМ.РФ, планируют реализовать в формате концессий, потому что при этом не требуется дополнительного обеспечения - таковым выступают обязательства публичной стороны. Вместе с тем не все регионы готовы давать госгарантию, хотя по некоторым займам с 2022 года ее размер может ограничиваться всего одним процентом вместо 90, за остальное поручаются институты развития.
- Мы предлагаем рассмотреть возможность привлекать в качестве публичной стороны при создании социальной инфраструктуры Федерацию, а не регион. В Свердловской области размер госдолга - около 33 процентов доходов, его тяжело обслуживать, в бюджете 2024-2025 годов средства на выдачу госгарантий вообще не предусмотрены, - говорит председатель комиссии СОСПП по развитию инфраструктуры и ГЧП Марина Сухановская.
Что касается другого узкого места этой формы ГЧП - обязанности концессионера содержать построенный объект и вести, к примеру, дополнительные образовательные программы, то она уже не так пугает, как поначалу.
- Мы занимаемся технической эксплуатацией зданий, а остальным (в небольшом объеме) - привлеченный партнер. Врачами тоже становиться не планируем - объекты будут находиться под управлением муниципального или областного учреждения здравоохранения, - подчеркивает Александр Копылов.