23.03.2023 06:00
    Поделиться

    В ТюмГУ применяют индивидуальный подход к студентам

    Многовековая схема интеллектуального производства "бумага/текст" всего за пару десятилетий трансформировалась в схему "экран/датасет". Не удивительно, что в идеальных версиях высшей школы трансформации идут так же стремительно, догоняя и подчас опережая запросы общества и экономики.
    В ТюмГУ Надежда Федорова руководит стратегическим проектом "Мультипарадигмальное образование" программы "Приоритет 2030".
    В ТюмГУ Надежда Федорова руководит стратегическим проектом "Мультипарадигмальное образование" программы "Приоритет 2030". / Пресс-служба ИОТ-конференции

    В ТюмГУ не первый год разрабатывают и внедряют образовательные программы на основе индивидуализации траекторий обучения с возможностью отсроченного профессионального самоопределения студентов вплоть до конца второго курса (модель "2+2"). И, что важно, занимаются этим вместе с индустриальными партнерами, академическими институтами и ведущими университетами страны.

    Какие новшества в университетском образовании призваны поддерживать студентов на пути приобщения к технологизированной интеллектуальности? Во-первых, это расширение спектра функциональных грамотностей: от академического письма и английского языка к схематизации, анализу данных и программированию. Мы уже наблюдаем такое расширение в программах ведущих российских университетов, будь то модуль Data Culture для бакалавров НИУ ВШЭ или обязательный Python для всех студентов ТюмГУ. Теперь не только студенты-айтишники, но и филологи, юристы, педагоги обязательно учатся алгоритмизации и обработке массивов данных.

    Во-вторых, по-настоящему современное образование практикует регулярную смену интерфейсов: доска с мелом, тестирование в LMS, чат-бот для выбора научного руководителя, электронная библиотека, онлайн-курсы на разных платформах, приложения для командной работы, виртуальные лаборатории, специализированное ПО и т.д.

    И, наконец, третье: самые инновационные университеты (например, ИТМО, СПбПУ Петра Великого, Университет 2035 и др.) сами превращаются для студентов в единый "экран" с множеством вкладок, скольжение по которым формирует уникальный "датасет" - индивидуальное портфолио студента. Это возможно, если образовательные программы достаточно гибкие, в них много выборных элементов, а переходы между программами осуществляются без особых сложностей. В ТюмГУ для этого разрабатывается цифровая система управления образовательным опытом (LXP), поскольку опыт студента в таком образовании намного важнее его оценок, и именно поэтому портфолио, а не диплом становится главной наградой за годы обучения.

    Ожидаемая реформа системы высшего образования в контексте поиска путей для достижения национально-технологического суверенитета должна носить прорывной характер. Университетам необходимо не только серьезное материально-технического переоснащение, но и свобода в проектировании и реализации по-настоящему гибких образовательных программ, в которых студенты смогут конструировать индивидуальные образовательные траектории.

    Поделиться