За 2022 год выручка топ-100 крупнейших EdTech-компаний России, по оценке агентства Smart Ranking, составила около 87 миллиардов рублей. Это почти на 18 процентов больше, чем годом ранее. Прибавка не такая большая, как в 2021-м (увеличение на 70 процентов), но стабильная - работающие на этом рынке компании ожидают, что и в 2023-м спрос будет активно расти.
"В 2022-м темпы роста сегмента снизились по понятным причинам, но к концу года спрос на обучение вернулся к прежним значениям. По нашему мнению, рост рынка онлайн-образования в 2023 году составит около 30 процентов, если не произойдет каких-то новых событий, которые повлияют на отрасль", - рассказала "РГ" гендиректор образовательной платформы "Нетология" Марианна Снигирева.
Ситуация в экономике и на рынке труда влияет на онлайн-образование. Одна из главных тенденций сегодня - рост числа людей, которые приходят учиться для смены профессии, рассказала представитель отрасли. "В 2021 году только 32 процента всех студентов приходили с целью переквалификации, а в 2022-м таких стало 40 процентов, - отметила она. - Также вырос запрос пользователей на обучение с целью выхода на фриланс и получение дополнительного источника заработка".
Почему же люди обращаются именно к онлайн-образованию? "Во-первых, это удобно - учиться можно из любой точки мира, не надо тратить время на дорогу и можно построить удобный для себя график. Во-вторых, есть возможность пересмотреть определенные лекции, чего нельзя сделать в очном формате. В-третьих, студенты могут отслеживать свой прогресс благодаря инструментам, встроенным в онлайн-платформы", - рассказал сооснователь и исполнительный директор образовательной платформы Moscow Digital School Дмитрий Захаров.
Наибольшим интересом в 2022 году и в начале 2023-го, по словам Марианны Снигиревой, пользовалось обучение профессиям в сфере программирования. За прошлый год спрос здесь вырос на 43 процента. "Самые популярные курсы сегодня те, что позволяют не просто изучить программирование, но войти в сферу ИТ с нуля без профильного опыта и образования. К таким профессиям, по нашим данным, относятся "Тестировщик ПО", "Python-разработчик", "Java-разработчик" и 1С, - отметила она. - Около 43 процентов студентов, которые приходили учиться с целью смены профессии, выбирали курсы программирования. Среди других направлений наиболее популярны сегодня профессии веб-дизайнера, аналитика данных и менеджера по маркетплейсам".
Растущий спрос на ИТ-сферу тянет за собой и смежные специальности. "У нас наиболее популярные направления обучения связаны с информационными технологиями: "Юрист в сфере ИТ", "Юрист в блокчейн", - сообщил Дмитрий Захаров. - Также есть большой спрос на курс "Юрист в M&A". Скорее всего причина повышенного интереса к нему в росте количества сделок слияния и поглощения за счет ухода иностранных компаний и активного передела рынка".
Само онлайн-образование также меняется, следуя запросам обучающихся. Не у всех из них сегодня есть несколько лет на овладение профессией. Один из трендов последнего времени, по словам Марианны Снигиревой, рост популярности коротких форматов обучения. Если раньше большинство выбирало объемные программы переквалификации длительностью от года, то сегодня все больше пользователей хотят получать знания в более интенсивном и коротком формате. Становятся популярны буткемпы (короткие программы ускоренного обучения) и интенсивы.
Также образовательные платформы стараются подстраиваться под запросы рынка. "Для построения программы обучения уже недостаточно пригласить опытного эксперта, который расскажет тему студентам. В первую очередь сегодня проводится широкий анализ рынка труда и работодателей, выделяются конкретные компетенции, которыми должен обладать студент после окончания курса. А затем с помощью образовательных методологий и с использованием технологий выстраивается весь путь студента", - рассказала представитель отрасли.
Возможностями онлайн-обучения активно пользуются и традиционные учебные заведения - вузы и колледжи. Причем, по данным, представленным Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, все больше студентов обучаются с применением дистанционных образовательных технологий. На начало прошлого учебного года (2021/2022) с их помощью программы высшего образования - бакалавриат, специалитет, магистратуру - осваивали 53,2 процента студентов (годом ранее было лишь 13 процентов). Программы среднего профессионального образования в прошлом учебном году в режиме онлайн осваивали 42,9 процента учащихся.
К примеру, в Российском государственном гуманитарном университете почти две тысячи студентов-заочников обучаются с применением онлайн-технологий, рассказала "РГ" директор центра дистанционного образования РГГУ Наталия Березина. "У нас есть заочная форма обучения с использованием дистанционных технологий, - пояснила она. - Здесь учится много взрослых людей из разных городов и даже из других стран. И приезжать, слушать все лекции здесь им, конечно, неудобно. Поэтому, онлайн-образование будет развиваться и дальше".
Всего в университете, по словам директора центра, разработано более 50 онлайн-курсов. При этом удаленное обучение все равно предполагает общение с преподавателем. "Обратная связь от преподавателя должна быть даже при дистанционном формате. Он должен реагировать на все вопросы, которые возникают у студентов, - пояснила она. - Или взять, например, юриспруденцию - там студентам важно на семинарах, на практических занятиях разбирать по кусочкам судебную практику, потому что самостоятельно они этого сделать не смогут".