Идея связана с тем, что языковой сертификат часто становится филькиной грамотой: мигранты сдают экзамен, а говорить по-русски все равно не могут.
- Мы выявляем целые сети, которые изготавливают поддельные сертификаты, заведены уголовные дела, - рассказала начальник главного управления по вопросам миграции МВД России Валентина Казакова на круглом столе в Госдуме РФ. - Получив сертификат и патент, гражданин возвращается в свою среду и русский язык не изучает, не разговаривает на нем, потому что общается со своими соотечественниками.
Одно из предложений, по словам Валентины Казаковой, ввести балльную систему оценки языковой адаптации. Рейтинг может вычисляться информационной системой миграционного учета при внесении сведений об иностранном гражданине. Повысить его помогут сведения об образовании, полученном за рубежом на русском языке, сдача международного экзамена TORFL, посещение продвинутых курсов русского языка на территории РФ, а также изучение истории России и основ законодательства.
Предполагается, что языковой рейтинг начнет влиять на иностранца после адаптационного периода длительностью до трех месяцев с получения идентификационной карты.
Если рейтинг низкий, то могут наступить финансовые последствия. Одно из предложений полиции - ввести адаптационный платеж в размере, к примеру, одной тысячи рублей в месяц.
Другой вариант - установить скидку на платеж по патенту в зависимости от уровня владения русским, знания истории и основ законодательства. Так, если мигрант владеет русским языком на базовом уровне, то скидка будет 10 процентов, на среднем - 15 процентов, а на высшем - 20 процентов. Для носителей языка платеж уменьшат наполовину.
- Если говорить о культурной и социальной адаптации, то на первом месте стоит язык, потому что если мигранты не знают русский язык, то как они будут общаться. Ведутся споры, насколько глубоко мигрант должен знать русский язык, в том числе при обсуждении изменений законов и подзаконных актов, - отметил глава комитета Госдумы по делам национальностей Геннадий Семигин.