"Степная примадонна" считает, что научить человека красиво петь можно, но потребуются титанические усилия. А вот чтобы петь великолепно - с голосом надо родиться. Хотя силы нужны будут в любом случае…
Она обожает черемуху со сметаной. Вкусней этого лакомства певица, проехавшая половину земного шара, так и не пробовала. Оперная дива мечтает съездить в родную деревню, где она когда-то могла остаться пасти скот, но вместо этого начала петь - голосом, данным природой.
Галина Шойдагбаева: Мои родители - животноводы, и я с самого раннего детства знаю, что такое пасти скот и нянчить маленьких детей.
Нас пятеро у родителей, я - самая старшая. Сколько помню свое детство, мама была всегда беременная, а я - вечная нянька. Ждала зимы, как соловей лета, зимой дети дольше спали, и у меня появлялось больше свободного времени.
В школе училась плохо, не хотела туда ходить. Мне эта физика и алгебра казались мукой мученической. Когда я учительнице по математике сказала, что буду поступать в музыкальное училище, она от меня отстала, поняла, что математика мне не пригодится.
Пела я всегда, при каждой возможности. У мамы был маленький чемоданчик, я его брала и говорила, что поеду с ним далеко и буду песни петь. Выходила во двор, а там всегда были чурки толстенные для дровяной печи. Я залазила на чурку с чемоданчиком в руках и что есть силы пела. Это были мои первые гастроли. Исполняла в основном народные песни и те, что по радио слышала. У нас в семье все пели, бабушки, дедушки, родители, вся родня. К слову, сестра моя Татьяна тоже стала оперной певицей, заслуженная артистка России. Брат - музыкант.
Однажды мне мама сказала: "Ты сильно нос не задирай, всегда найдется человек лучше тебя". Для меня, подростка, это было удивлением, но сколько живу - столько помню эти мамины слова. Поняла ее правоту сразу, как только поступила в Улан-Удэнское музыкальное училище. Все красивые, талантливые, все красиво поют! Я там впервые увидела фортепьяно, когда мне было семнадцать лет. Мы были тогда все примерно одинаковые - из районов нашей республики. Нотной грамоты никто не знал при поступлении. Вот такие мы были студенты.
Помню, что нас поступало больше трехсот человек на двадцать семь мест. После экзаменов и прослушивания нас собрали в аудитории: по алфавиту называют, каждому какие-то слова говорят. Дошла очередь до моей фамилии. Меня поднимают: у вас прекрасный голос, а сочинение красно от ошибок. Я же бурятскую школу заканчивала, русский тогда у меня был слабеньким. А вступительное сочинение писать надо было по-русски.
"Вы не прошли…", - эти слова меня как плеткой ударили, все побежали фотографироваться, я сижу оглушенная и онемевшая. Что делать? Забираю документы и иду поступать в культпросветучилище. Поступила, все меня хвалили и называли голосистой.
Немного отступлю…
Накануне, летом в наш район приехал директор Бурятского драматического театра - тогда искали в районах талантливых детей. Меня первой артисткой в деревне считали, приехала я к нему. Он меня послушал, я почитала ему стихи и басни. Говорит: "Будешь в городе - заходи...". Я же простая, из села. Вспомнила его слова и пошла к нему в театр, он меня узнал, я ему все как на духу рассказала, что в музыкальное училище не приняли, а в культпросвет поступила. Он выслушал на меня внимательно, поднимает телефонную трубку и говорит: "Зина, послушайте девочку".
В назначенное время я пришла домой к директору музыкального училища Зинаиде Богдановне Тогочеевой. Она меня вежливо приняла и говорит: "Пой, девочка". Я стесняясь, вполголоса запела. "Пой во всю мощь", - говорит она мне. Я запела во весь голос. И после того прослушивания была принята. Зинаида Богдановна все потом удивлялась, как я чуть не проскочила мимо нее.
Начали заниматься, я хотела по-народному петь, мне говорят: пой по-оперному. Звук подавай по-другому. Пишу письмо маме: уеду домой, меня не тому учат. Мама пишет: "Доченька, потерпи год, а там поймешь, если это не твое - домой приезжай. Пойдешь в степь скот пасти…" (Улыбается).
Я стала учиться у Надежды Казаковны Петровой - это была первая бурятская оперная певица. И все у меня пошло! Она мне дала работу в опере "Чио-Чио-Сан", а там музыка такая нежная, Пуччини не мог по-другому писать. Мне это все очень понравилось, и домой уезжать я расхотела.
Затем была Ленинградская консерватория - это фантастическая атмосфера. Она меня заряжала, давала силы и крылья. Петербург - мой любимый город. Эрмитаж, Петергоф… Это великолепие словами не передать. Скучаю по сей день.
Мне в жизни повезло с педагогами. Надежда Казаковна Петрова в Улан-Удэ, Тамара Дмитриевна Новиченко в Санкт-Петербурге. Великолепные были учителя, просто чудесные. Анна Нетребко, кстати, тоже ученица Тамары Дмитриевны Новиченко. Мне в консерватории поначалу было непросто: у педагогов были разные школы, и требования разнились. Одна от меня требовала яркий звук, другая матовый. Хотела бросать консерваторию, думала голос теряю, плакала часами… Сегодня вспоминаю - уши красные от стыда. Удивляюсь, как Тамара Дмитриевна меня вытерпела.
Но все получилось, и за все благодарна.
Где живет голос? Только в душе! Главное, чтобы человек хотел петь и стремился. С певческим голосом нужно родиться! Убеждена. Я не очень верю в то, что петь можно научить любого человека. Не верю. Зачем человека учить и мучить, если он не хочет этого?..
Не холодок, а холод чувствовала порой от коллег. Профессия наша такая. Более конкурентную не сыскать на всем белом свете. Помню, участвовала в отборочном конкурсе в Вильнюсе. Пела "Мадам Баттерфляй", там меня глазами съедали.
Пою, чувствую взгляды полные льда. Через многое пришлось пройти. Но косые взгляды, вечная зависть - меня только закаляли. Это, видимо, от моей степной природы. Деревня делает человека сильнее. Сильнее физически и морально. Пою, вижу злые глаза и думаю, ну я тебе сейчас покажу. И показывала, что глаза становились еще злее. "Галя, молодец...", про себя думала я. В искусстве пугливым быть нельзя, поймут и затопчут быстро.
С 1980 года я солистка Бурятского государственного академического театра оперы и балета. Честно скажу, карьера у меня тут сложилась, многое удалось спеть. Я состоялась здесь, мне помогали родные стены, земля родная и наш народ. У нас был очень умный директор театра, всегда поддерживал и вселял уверенность. Еду на конкурс, он всегда найдет такие слова, которые согреют и придадут сил. Я очень люблю свой оперный театр, свою сцену. Люди у нас в республике очень любят театр. И власти любят. Всегда понимали и поддерживали. Это окрыляет артистов.
Звание народной артистки СССР конечно приятно. Нас, народных артистов Союза все меньше теперь и меньше остается. Помню, когда меня впервые объявили народной артисткой Советского Союза, мне казалось, что сердце выскочит из груди от волнения. Те овации я запомнила на всю жизнь…
Мама за меня очень радовалась, она ходила на мои спектакли. Мама говорила: "Если бы мне тогда, когда я пасла овец в степи, сказали, что моя дочь станет народной артисткой Советского Союза и профессором, я бы обиделась. Сказала бы: вы что, смеетесь надо мной?!"
Если бы не мама, я бы никогда не стала певицей. Никогда не забуду ее письма поддержки, с вечными строчками: "Потерпи, доченька…". Господи, мама моя!... Всегда посылала мне последние копейки, чтобы мне было на что жить и кушать… Я ей благодарна на всю жизнь за терпение, понимание и желание мне помочь.
Когда я приехала в Улан Удэ, по-русски почти не говорила. Выросла-то в бурятском селе. В общежитии, живя с русскими девчонками, стеснялась того, что по-русски говорю плохо. Постепенно русский язык стал моим вторым языком. Сегодня часто думаю на русском языке. Все зависит от ситуации, иногда легче выразить мысль по-русски, иногда - по-бурятски.
Но хочу сказать, что русский язык, который многие считают трудным, намного легче бурятского. Дома разговариваю на смеси двух языков.
Сцена?.. Для нее люди должны рождаться. На сцене происходит магия. Голос простужен, его нет, на сцену выходишь - а он льется. Ты сам себе не принадлежишь, не принадлежишь!
Однажды в Иркутске у меня был случай, в душе поскользнулась и упала на копчик. Вес у меня не маленький, боль адская… Из душа ползком выползла, встать не могла, еле-еле доползла до кровати. Пришел врач, дал мне обезболивающее. А вечером концерт. Я не то что петь не могу, ходить сил нет. Распеться не могу, все мышцы болят. И что вы думаете? Наступило время концерта, я вышла на сцену и спела. Потом ушла в кулисы и чуть не упала от боли. Вот что такое сцена… Магия в ней есть и волшебство. Когда зал стоит и аплодирует, а ты стоишь напротив, в эти минуты испытываешь высшее удовольствие.
Но сказать, что меня радовала и радует только сцена, не могу. В жизни есть много радостей, сцена одна из них. Любовь, ребенок, большой бриллиант - все радует…(Улыбается). Было время, когда директор нашего театра и мой педагог Надежда Казаковна Петрова говорили: "Галя, пока не закончишь учебу, ни о каком замужестве даже не думай".
Я Надежду Казаковну слушала беспрекословно. Бывало, она меня увидит с кем-нибудь из парней, так сразу строгим голосом говорит: "Галочка…" Я сразу в сторону от этого парня… (Смеется).
А когда я закончила учебу и прошла стажировку в Италии, в Милане, то пришло неведомое мне чувство - я захотела стать матерью. Случилась любовь, я стала матерью. У меня замечательный сын, которого я безумно люблю. Он стал очень хорошим компьютерщиком.
Возраст… Годы-то ты никуда не денешь, они идут, а в душе все еще пятьдесят. Пятьдесят, не тридцать. В тридцать-то я еще глупая была.
Возраст если огорчает, то совсем чуть-чуть. В каждом возрасте есть свои прелести. Это правда! Я балдею от своего возраста, есть уверенность, и понимания жизни стало больше. Ни капли не комплексую от своих лет. Еще не хватало!
Жизнь вообще достаточно понятная и простая штука. Главное иметь силу духа. Дух первичен! Отдых для меня - когда все хорошо в жизни, когда душа спокойна. Это даже не отдых, а счастье. Буддийские ламы говорят так: не надо сильно показывать радость и безутешно горевать, лучше всего держать середину. Я полностью с этим согласна.
О чем жалею?
Сожалею, что внуки мои не говорят на бурятском языке. Жалею!.. Сын прекрасно говорит на бурятском, и за это спасибо моей маме. Ему было два месяца, когда я вышла на сцену. Бабушка его растила и разговаривала с ним, сказки ему рассказывала только на родном языке.
Хороший ли я педагог? Стараюсь научить всему тому, что сама знаю. Но могу иногда психануть. Порой не знаешь, как танцевать возле ученика, а он не слушает. Могу быть резкой, но я отходчивая. Талантливому ученику прощу намного больше.
Я - человек настроения. Если оно есть - такую вкусную еду приготовлю, домашние ахают! Нет настроения - тогда чай и бутерброды. От жизни хочется немного, если честно. Благополучия детям и внукам. Себе хочу больше энергии. Есть энергия - будет жизнь. Хочу в свою деревню родную съездить, помолчать там, побродить и подумать.
Родина моя малая очень красивая. Я ее всегда перед сном вспоминаю. Это замечательная природа, просторы. Там моя душа и начала петь. Благодаря деревне я навсегда осталась молочным человеком, молоко обожаю в любом виде: парное, кипяченое, холодное. Любое. А самое больше лакомство для меня с детства и на всю жизнь - это сметана со спелой черемухой. Все йогурты - сущая ерунда по сравнению с этой вкуснятиной. Не верите? Попробуйте! И тогда вспомните меня.
Галина Бадмажаповна Шойдагбаева родилась в 1953 году в бурятском селе с раздольным названием Сосново-Озерское.
Народная артистка СССР, удивительно, что высшее актерское звание Советского Союза получила, минуя важную "ступеньку" - звание народной артистки РСФСР. Из заслуженной артистки РСФСР сразу шагнула в народные Союза.
С 1980 года и по сей день - солистка Бурятского академического театра оперы и балета. Заведует кафедрой сольного пения Восточно-Сибирской академии культуры и искусств, профессор.
Два года стажировалась в итальянском театре "Ла-Скала", известная итальянская певица Джульетта Семиноато называла ее "восточным соловьем". Исполняла оперные партии "Аиды", "Тоски", "Дездемоны", "Иоланты", "Турандот". Почетный гражданин республики Бурятия. Звание народный артист СССР было присвоено 1006 артистам, сегодня живых обладателей высшего актерского звания Советского Союза осталось менее ста человек.