Выступает Андрей Безруков - разведчик-нелегал, работавший в США под прикрытием, ныне профессор МГИМО. Наступает время вопросов. Микрофон просит белобрысый вихрастый мальчишка лет восьми - Егор Денисевич. Взрослые смущенно улыбаются: ну, о чем может спросить этот шкет?
А он громко и четко выдает: "Что привело вас на работу именно в разведку?" И в интонации не только вопрос разведчику Безрукову, но и вызов всем этим непонимающим взрослым вокруг. Пацан серьезен, лицо вдохновенное. Безруков тоже говорит серьезно.
- Желание служить Родине, - отвечает он. - Для меня и для моей супруги было очень важно служить. Само служение - это самая высокая в жизни вещь. Потому что это уже не про тебя, а про то, что ты можешь отдать. Это сверхзадача - ты умрешь, а твое дело все равно будет расти и жить, как государство Россия. Интересно всегда работать на то, что больше тебя, что проживет дольше тебя - моя страна, дети.
Тут, видимо, Безруков начинает сомневаться, что восьмилетний мальчишка поймет его высокий стиль и объясняет простыми словами.
- Вы знаете - когда вы еще ребенок, вам нравятся, когда вам дарят подарки, а когда совсем взрослый, вам больше нравится делать подарки, отдавать.
В зале аплодисменты. Взрослые смотрят на Егора с уважением. Они бы зауважали его еще больше, если бы знали, что Егор с мамой Ириной приехал из Пензы специально на исторический фестиваль ради рассказа разведчика Безрукова, ради выступления Алексея Маслова "Великая Отечественная война глазами Китая", ради лекции о Михаиле Ломоносове.
Михаил Васильевич в Москву пришел пешком зимой с рыбным обозом. Егор в выходной день приехал на поезде с мамой.
А вот на сцене заместитель шеф-редактора "Родины" доктор философских наук Семен Экштут. За его спиной на экране картина Сергея Иванова "Приезд иностранцев в Россию".
- Здесь мы видим иностранца, который вышел из красного возка и высокомерно взирает на московитов, - Экштут мастерски захватил внимание зала. - Обратите внимание на правый верхний угол. Мы там видим дым и вспоминаем строки Грибоедова "И дым Отечества нам сладок и приятен". Это дым курных изб, которые топили по-черному. Иностранец, который приезжал в Россию, прежде всего ощущал запах этого дыма.
- Избы топили по-черному, они были в высшей степени экономичны с точки зрения расхода топлива, - продолжает Экштут. - В то время как на Западе неимущие люди мерзли от холода, в России печь по-черному можно было легко растопить соломой, мхом. Можно было обойтись без дорогих дров. В избе этот дым уничтожал блох, тараканов и прочих насекомых. Дым консервировал стены избы от гниения. Быстро высушивал одежду. Рыболовецкая сеть, которая сушилась в такой избе, высыхала в пять раз быстрее и служила дольше. Иностранец свысока взирал на русского, он видел прокопченного дымом человека. В Европе запах дыма ассоциировался с разбойником - дымом костра в лесу обогревались лихие люди. Уже здесь формировалось негативное отношение к россиянину.
- При этом иностранцы не знали русской бани, - напоминает Экштут. - В России даже самые бедный человек раз в неделю ходил в баню и не было того зловония, которое даже в Париже ощущалось (вспомните роман Патрика Зюскинда "Парфюмер"). Один из дипломатов, похожий на вот этого высокомерного иностранца, который выходит из красного возка написал: "Я побывал в русской бане. Мне так понравилось! Я сообразил, что последний раз я был там два года тому назад. Надо чаще ходить в баню". Вот так на бытовом уровне Европа сталкивалась с Россией и считала, что Россия дикая, немытая, чумазая, грязная.
- Мы в "Родине" стремимся давать яркое, красочное, запоминающееся изображение наших исторических событий. Как писал великий русский философ Серебряного века Алексей Лосев: "История должна быть не просто "живописью", но и "поэзией". Мы пишем не о событиях, а о людях, которые претерпевают "недуг бытия", которые делают Историю, - говорит в заключении Экштут. - Кто-то является фигурой первого плана кто-то - второго, кто-то защищает государство Российское, кто-то с ним борется, но все они люди. И все они нам интересны. Сейчас мы сталкиваемся с очередной фазой противостояние России и Европы. Я лично как автор журнала "Родина" и как практикующий историк считаю, что мы наблюдаем закат Европы.
Главный организатор фестиваля, его идейный вдохновитель и руководитель проекта "Цифровая история" Егор Яковлев говорит, что его особенно вдохновляют такие интересные мини-лекции и такие юные Егоры: "К нам вообще много людей приходят с детьми".
В Москве темнеет. Егор с мамой уходят, завтра у него олимпиада по ментальной арифметике в Сколково. Потом домой в Пензу, там школа и тренировки по единоборствам. А хочется еще послушать лекции историка Евгения Спицына и добраться до книжек, которые отложил.
Дел невпроворот!
"Российская газета" и журнал "Родина" выступили информационными партнерами фестиваля "Цифровая история".