Зачем нужно увеличивать госфонд зерна

Увеличение госфонда зерна до 10 млн тонн, которое прорабатывается правительством, поможет снять огромные излишки зерна с рынка и поддержать рентабельность аграриев, считают опрошенные "РГ" эксперты. Но пока к реализации этой идеи остается много вопросов.

Интервенционный фонд правительство планирует увеличить более чем в три раза, заявила вице-премьер Виктория Абрамченко. Сейчас в нем чуть больше 3 млн тонн, этого хватает мукомолам на два-три месяца. Но в данный момент этого объема мало. Дело не в потребности мукомолов или хлебопеков. Госфонд - не только НЗ на непредвиденный случай, а один из механизмов регулирования цен. В России в 2022 году получен небывалый урожай зерна - почти 158 млн тонн, на 29,9% больше, чем в 2021 году. К тому же из-за санкционного давления затруднен экспорт. Вот и получилось, что российский рынок оказался затоварен зерном. По словам Абрамченко, сейчас переходящие остатки зерна в стране превышают 30 млн тонн. Какие-то страны страдают от дефицита зерна, а мы от избытка. А когда какого-то товара много на рынке, это влечет снижение цен. Для потребителя низкая цена - это даже хорошо. Есть дешевый корм, значит, будут низкие цены на хлеб, мясо или молоко. Но есть предел. Если зерно продавать дешевле, чем его стоит посеять и убрать, на следующий сезон аграрии просто снизят посевы зерновых и переключатся на те культуры, которые приносят им прибыль. И тогда скачки цен на хлеб, молоко или мясо неизбежны.

Если закупить побольше зерна в госфонд, излишки перестанут давить на цены - они вырастут, что поддержит рентабельность аграриев. Правда, чтобы закупить и хранить это зерно, потребуется только в этом году дополнительных 11 млрд рублей. По словам Виктории Абрамченко, пока минфин не готов выделить эти средства.

В увеличении госфонда сейчас у рынка очень большая потребность. Зерна в стране не просто много, а очень много. Его надо "разменять на деньги", что для аграриев очень важно, особенно в посевную, говорит генеральный директор аналитической компании "ПроЗерно" Владимир Петриченко. По его данным, на середину марта 2023 года пшеница третьего класса стоила на четверть дешевле, фуражный ячмень - на 35%, подсолнечник - почти на 45% меньше, чем годом ранее.

Организация дополнительных закупок зерна в госфонд - самая очевидная, но не самая оптимальная стратегия, считает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. Помимо времени на поиск источников и доведение финансирования, закупочная кампания будет осложнена инфраструктурными ограничителями - свободными аккредитованными элеваторными мощностями и состоянием логистических цепочек. "Учитывая, что аграриям нужны именно сейчас средства для проведения весенних полевых работ, нам представляется более оптимальным выделение дополнительной господдержки конкретно на эти цели. Она будет носить более адресный характер, не ограниченный возможностями инфраструктуры", - считает он.

Инициатива увеличения госфонда хорошая, но немного запоздавшая: лучше было начать проработку темы несколько месяцев назад, сейчас уже цены на зерно "валятся", считает генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. Во-вторых, с такими большими объемами госфонда хорошо было бы вернуться к механизму, который применялся в середине 2010-х годов - обратный выкуп. Аграрий продавал в госфонд зерно, но имел право выкупить его обратно по фиксированной цене. "Это позволяет быстро реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка: понадобится завтра аграрию зерно, он смог бы забрать его", - поясняет эксперт.

Самый большой объем, который Россия закупала до этого в госфонд, - 9,7 млн тонн около 10-12 лет назад, когда в стране также случился небывалый урожай, вспоминает Рылько. Потом были трудности с его хранением и реализацией. Именно поэтому сейчас стоило бы "вшить" механизм обратного выкупа хотя бы на 5 млн тонн. Кроме того, такому объему можно найти применение на внутреннем рынке или понемногу вывозить на внешние рынки. Мощности для хранения такого объема тоже можно изыскать, считает эксперт. Тем более что закупки 10 млн тонн, наверное, не пройдут одномоментно, а будут растянуты на несколько месяцев, что позволит постепенно решать вопрос с хранением, говорит Рылько.