издается с 1879Купить журнал

Град Китеж на Волхонке

Почему бесценные реликвии из личных коллекций, подаренные Пушкинскому музею, недоступны посетителям

В музейной России есть свой град Китеж - будто канувший на дно, только все равно живой. Долго искать его не надо. Он в самом центре Москвы, на Волхонке, 10. Называется Отдел личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Музей (теперь Отдел) личных коллекций  на улице Волхонка.

ТАСС

Музей (теперь Отдел) личных коллекций на улице Волхонка.

А еще совсем недавно назывался музеем.

Музей личных коллекций "ушел на дно" в 2015 году, когда вокруг главного здания ГМИИ и окрестных галерей начали создавать "музейный городок". На время глобальной реконструкции просторное и изящное здание музея (22 зала, атриум и галерея на 3 этаже) превратили по сути в склад "чужих" фондов (сотрудники вежливо говорят "фондохранилище"). Все работы планировалось завершить три года назад. Но гладко было на бумаге...

И это очень досадно.

Потому что речь о бесценном.

Музей (теперь Отдел) личных коллекций на улице Волхонка. Фото: РИА Новости

Музейная революция

В январе 1994 года открытие Музея личных коллекций при ГМИИ им. А.С. Пушкина стало настоящей революцией. Музей оказался одновременно детищем своей эпохи - и ее антиподом. Его создатели и вдохновители - знаменитый литературовед, искусствовед, коллекционер Илья Самойлович Зильберштейн (1905-1988) и легендарный директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Александровна Антонова (1922-2020) - пошли наперекор устоявшимся правилам.

Обычно в крупных советских музеях любые поступления из частных собраний растворялись каплями в море. Оседали в запасниках, иногда (особо ценные) могли удостоиться надписи мелкими буковками на табличке: "Дар такого-то". Было в этом обидное пренебрежение к тем, из чьих рук "культурное достояние" было передано "в народную собственность", а в огромном множестве случаев - просто вырвано, отнято, национализировано.

Двое подвижников, предложив идею нового музея, совершили идеологический переворот. Во главу угла они поставили личность коллекционера, его судьбу и философию, жизнь, чувства, память. Коллекционеры, гениально определила Антонова, "обладали предчувствием грядущих перемен, подобно великим художникам и поэтам, словно животные, которые чувствуют землетрясения раньше других. Это и инстинкт, и какое-то совершенно особое качество. Я не знаю, как оно называется, но это восприятие мира, в котором живешь..."

Создавая свое детище, эти двое выразили огромную, бесконечную признательность таким людям. "Вопреки духу времени", в эпоху сплошной коммерции и приватизации владельцы коллекций передавали их государственному музею исключительно в дар. Этот феномен - дань уважения безупречной репутации основателей и хранителей музея.

А Зильберштейн еще в советские времена добился практически нереального: здание для Музея личных коллекций освободила влиятельнейшая внешнеторговая организация "Автоэкспорт". Хотите - верьте!

Илья Самойлович Зильберштейн (1905-1988).

Дар Зильберштейна

Экспозицию строили по принципу "квартир": коллекции выставлялись в залах именно так, как их собирали и сохраняли в течение долгих лет. Первым и главным приобретением стало собрание самого Ильи Зильберштейна. Он руководил изданием беспрецедентной книжной серии "Литературное наследство", в которой вышло около ста томов. Был прекрасным ученым-архивистом. А главное - его стараниями в государственные архивы и музеи России были возвращены из-за рубежа реликвии, связанные с именами Пушкина и Жуковского, Репина, Брюллова и Венецианова, Серова и Бенуа, Ленина и Горького, декабриста Бестужева и поэта Тараса Шевченко, Дягилева, Лифаря...

Два рисунка художника Бориса Григорьева положили начало коллекции И. Зильберштейна.

Несколько тысяч произведений искусства и архивных материалов, полотен и альбомов, живописи и графики, писем, автографов и набросков!

Коллекционированию Зильберштейн отдал многие десятилетия - с тех пор как еще юношей на первые заработанные 10 рублей приобрел два рисунка художника Бориса Григорьева. И всю жизнь стремился противостоять, как сам говорил, "бездушному и жестокому" распылению чужих личных коллекций, которые "за редчайшим исключением превращались для родственников лишь в ценность материальную".

Дар Зильберштейна созданному им музею еле уместился в четырех залах. "В его старой квартире на Лесной улице, некогда с пола до потолка увешанной картинами, остались лишь голые стены, веревки вдоль них, да горы книг и рукописей, среди которых, нисколько об этих картинах не жалея, ходил очень довольный Зильберштейн, обуреваемый новыми проектами", - напишет в статье-некрологе журнал "Наше наследие".

До открытия музея в новом здании основатель дожить не успел.

О.Кипренский. Две головы. Около 1807 года. Коллекция И. Зильберштейна.

Ценность и радость

Сейчас в фондах Отдела личных коллекций - более 30 частных собраний, целостных и неделимых. Более 10 000 произведений. Среди них - то, что хранилось в семьях художников Александра Тышлера и Давида Штеренберга, пианиста Святослава Рихтера (живопись и графика Р. Фалька, В. Шухаева, Н. Гончаровой, Д. Краснопевцева). В фондах отдела великие образцы западноевропейского и российского искусства, работы старых мастеров (вплоть до Рембрандта и его школы) и современных живописцев графиков, скульпторов - искусство русского авангарда, отечественных нонконформистов. Эпоха Возрождения в соседстве с Серебряным веком.

Д. Штеренберг. Автопортрет. 1915 год. Наследие Д. Штеренберга.

Увидеть бы всё и сразу! Увы, пока это лишь мечта. Здание закрыто.

Но работа новых подвижников, невидимая широкой публике, продолжается.

- Вы даже не можете представить, какое у нас идет движение материала, - говорит заведующая Отделом личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина Наталия Автономова. - Недавно прошли три выставки в Курске, Белгороде и Оренбурге. Ранее мы давали наши экспонаты на выставки Репина, Поленова, Семирадского. На петербургской выставке "Первая позиция" о балете - тоже наши реликвии. Русский музей постоянно их запрашивает. В Манеж, где пройдет выставка Фаберже, отправляем своего Григорьева, в центре "Зотов" будет наш Родченко...

А еще в музее активно издаются каталоги коллекций, хранящихся в отделе. Труд над любым музейным каталогом - долог и кропотлив: изучение, атрибуция, дизайнерские поиски перед созданием книги. ("Каждый раз с замиранием сердца смотрим, как она рождается, это отдельное произведение искусства"). Книгоиздательство по нашим временам удовольствие не из дешевых. Тиражи каталогов - не более 1000 экземпляров. Но они пользуются спросом и, если надо, допечатываются.

Вышло уже пять таких книг, в числе последних - каталог прекрасной коллекции стекла Федора и Екатерины Лемкуль, в которой насчитывается около 300 предметов - античных, зарубежных, русских, датированных XVIII веком. "Стекло - особый предмет. Чтобы полюбить этот хрупкий мир, не обязательно быть коллекционером. Наверное, почти у каждого в доме есть старинные стеклянные флакончики, бокалы, безделушки - то, что представляет для владельца ценность и радость", - замечает Наталия Борисовна.

Коллекция стекла Ф. и Е. Лемкуль.

Ценность и радость - точные слова. "Коллекционерское пространство затягивает, увлекает, люди читают, становятся знатоками. Ведут дискуссии с нами, искусствоведами! - радуется моя собеседница. - Постепенно коллекция становится главным действующим лицом вне зависимости от статуса и возможностей ее собирателя. И в конце концов перед ним встает вопрос, как дальше быть с результатом усилий, всех этих затрат не только финансов, но и энергии, эмоций, душевных сил".

Хранителям тяжело осознавать, что во время реконструкции невозможно выполнить главное обязательство перед дарителями - выставлять их коллекции. Но даже в эти трудные годы фонды постоянно пополняются.

Р. Фальк. Мулат (Автопортрет). 1935 год. Коллекция Д. Левенсона и С. Вязьменской.

Возвращение адмирала Шишкова

Наталия Борисовна с гордостью перечисляет дары последних лет.

Семь картин и 16 графических работ звезды русского авангарда Роберта Фалька. Они принадлежали Светлане Александровне Вязьменской, супруге известного адвоката Дмитрия Левинсона, который дружил с вдовой художника. Тут настоящие шедевры: "Мулат" (автопортрет Фалька), портрет девушки в платье с кружевным воротником (предположительно на нем изображена Татьяна Яковлева, последняя возлюбленная Маяковского)...

О. Ренуар. Две девушки. Начало ХХ века. Наследие Г. и О. Верейских.

Собрание искусствоведа Ольги Осиповны Ройтенберг, которое отошло к ее наследникам, - примерно 2 тысячи произведений живописи и графики художников из плеяды выпускников ВХУТЕМАСа, их письма и воспоминания, фотографии и личные документы. Судьбы этих талантливых, но за редкими исключениями - малоизвестных художников часто складывались трагически: их обвиняли в "формализме", отлучали от творчества, кого-то репрессировали, кто-то погиб на фронте... Теперь раз в два месяца музей проводит вечера их памяти, для которых найдена особая форма: рассказы потомков, демонстрация семейных фото и записей, самых дорогих домашних реликвий.

Коллекция западноевропейского и русского искусства, которую при участии знаменитого историка искусства Павла Павловича Муратова собирал выдающийся поэт и переводчик Сергей Васильевич Шервинский. 17 живописных полотен и одна скульптура, переданные его внучкой, Еленой Федоровной Шичалиной, известным ученым-филологом.

Н. Гончарова. Ангелы и аэроплан. 1914 год. Коллекция Р. Дуганова и Н. Дугановой-Шефтелевич.

- Вы не поверите, что входит в этот дар! - восклицает Наталия Автономова.

Но как не поверить, если вот он. Портрет адмирала Шишкова работы Дж. Доу, который считался утраченным, - в Эрмитаже есть только незаконченный портрет этого флотоводца и министра просвещения времени Николая Первого!..

- Понятно, что электронные версии дают возможность всмотреться в детали, - замечает Наталия Борисовна. - Но в оригинал вложена энергетика, которая не сравнима ни с чем. И для изобразительного искусства важнее всего - реальное общение с оригиналом, а не с цифровой копией, пусть даже самой качественной.

Моя собеседница предвосхищает вопрос журналиста: когда же мы всё это увидим вживую?!

А. Тышлер. Балалайка. 1965 год. Наследие А. Тышлера.

Коллекция и Личность

У Наталии Автономовой нет ответа. Но она знает совершенно точно: взаимоотношения частного и государственного в мире искусства должны и будут развиваться:

- Мы уже видим, как в этом направлении движется, к примеру, Третьяковская галерея. На Крымском Валу теперь есть именной зал Георгия Дионисовича Костаки, а не просто скромные упоминания на табличках о его даре (а это более 800 картин). Я очень рада, что традицию пожертвований и даров в России возобновили, можно сказать - реанимировали. Да, среди коллекционеров времен перестройки были и нувориши, и те, кто руководствовался коммерческими соображениями. Но знаете, что обычно происходит? Сила искусства, повторюсь - затягивает. Переводит коллекционера на совершенно другие рельсы, не прагматичные и не сугубо финансовые. Он оказывается в пространстве художественного мира. И пусть даже не становится "совсем другим" - но сильно и глубоко меняется. Превращается в знатока и ценителя. Гордится не просто тем, что у него на стене висит полотно Кандинского ценой в миллионы. А тем, что это "особенный" Кандинский, созвучный его душе и устремлениям.

Получается, что сначала собиратель формирует коллекцию. А затем коллекция создает Личность.

И это, наверное, самое главное.

P.S. В ГМИИ им. А.С. Пушкина осторожно прогнозируют, что к концу 2024 года здание Отдела личных коллекций будет наконец-то освобождено от фондов-постояльцев.

На выставке "Неизвестный Кончаловский" в Музее личных коллекций. 2002 год.