27.03.2023 20:24
Поделиться

Зачем в Архангельской области вдвое увеличили число труднодоступных деревень

За один день почти в два раза увеличилось число труднодоступных деревень в Архангельской области. На деле это не означает, что их взяли и отрезали от Большой земли и до них еще сложнее стало добраться. Местные законодатели пошли на уловку и внесли населенные пункты в список труднодоступных на бумаге, чтобы снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и улучшить снабжение этих территорий.
На архангельский остров Кего сейчас можно добраться только по льду реки пешком или на собаках.
На архангельский остров Кего сейчас можно добраться только по льду реки пешком или на собаках. / Татьяна Сухановская

Депутаты областного Собрания приняли закон, который удлинил перечень труднодоступных местностей на 383 населенных пункта. До этого в регионе их было 413.

Теперь в приплюсованных деревнях появится возможность применять пониженную налоговую ставку для тех, кто занимается здесь торговлей. А значит, притормозить рост цен, которые в глубинке и без того значительно выше городских.

- Предприниматели здесь несут больше издержек, поэтому и товары повседневного спроса на таких территориях на порядок дороже, - говорит депутат регионального парламента Татьяна Седунова. - В то же время, независимо от того, сколько в поселении живет человек - 30 или 1000, - мы должны снабжать жителей всем необходимым.

Сей факт, кстати, относится не только к деревням. В Архангельской области есть и труднодоступный город Сольвычегодск, тоже вошедший в новый перечень. Река Вычегда вскрывается здесь уже в феврале - такие вот природные особенности, поэтому попасть в город можно только на пароме.

Журналисты "Российской газеты" испытали это на себе, во время экспедиции "РГ" "От Балтики до Арктики" мы открыли навигацию на Вычегде, пересекая ее в тридцатиградусные февральские морозы. Паром с нашими машинами чинно двигался в сторону Сольвычегодска, вспарывал тонкий лед, и, казалось, одежда превращается в ледяной панцирь.

В деревне Лопшеньга, что на Белом море, буханка черного стоит 95 рублей, а литр молока - 130. Вот почему Север называют бескрайним

В таких условиях в Сольвычегодске живут около двух тысяч человек, население здесь убывает, а строить через Вычегду мост экономически нецелесообразно. Это относится ко всем отдаленным территориям Поморья. К примеру, для труднодоступного правобережья Северной Двины - Верхнетоемского, Виноградовского округов - нужен мост. Но это многомиллиардный проект, профинансировать который из региональной казны нереально. Сегодня властям остается только поддерживать глубинку из бюджета. К примеру, дополнительно выделять десятки миллионов рублей на малокомплектные школы с "индивидуальным обучением". Такие, как в Зимней Золотице, где сейчас учатся 11 детей, а педагогов и персонала в два раза больше.

Но чаще всего местные жители жалуются на ценники в магазинах. "Места у нас божественные, а цены безбожные", - говорят люди. Для примера мы позвонили в деревню Лопшеньгу, что на Белом море. Местные жители рассказали, что буханка черного стоит здесь сейчас 95 рублей, а литр молока - 130. Теперь понятно, почему Север называют бескрайним?

Комментарий

Лев Левит, директор высшей школы экономики, управления и права Северного (Арктического) федерального университета:

- На отдаленных территориях строительство автодорог, мостов, причалов потребует огромных вложений и постоянных операционных расходов, которые не окупятся даже через очень длительный срок. Но расширение "труднодоступного перечня" и налоговые послабления - это только один из вариантов повлиять на стоимость товаров. Существенно снизить цены и изменить условия ведения бизнеса для предпринимателей могло бы создание мелкооптовых баз для хранения продукции. Помимо этого, в перспективе, по мере расширения территории покрытия связью и интернетом, предприниматели области смогут предложить местным жителям технические решения по заказу продуктов питания, лекарств, товаров первой необходимости по интернету. Сейчас появляется возможность кооперации местных производителей и продавцов для совместной доставки товаров наземным, воздушным, водным, а в среднесрочной перспективе и беспилотным авиатранспортом.