Депутаты областного Собрания приняли закон, который удлинил перечень труднодоступных местностей на 383 населенных пункта. До этого в регионе их было 413.
Теперь в приплюсованных деревнях появится возможность применять пониженную налоговую ставку для тех, кто занимается здесь торговлей. А значит, притормозить рост цен, которые в глубинке и без того значительно выше городских.
- Предприниматели здесь несут больше издержек, поэтому и товары повседневного спроса на таких территориях на порядок дороже, - говорит депутат регионального парламента Татьяна Седунова. - В то же время, независимо от того, сколько в поселении живет человек - 30 или 1000, - мы должны снабжать жителей всем необходимым.
Сей факт, кстати, относится не только к деревням. В Архангельской области есть и труднодоступный город Сольвычегодск, тоже вошедший в новый перечень. Река Вычегда вскрывается здесь уже в феврале - такие вот природные особенности, поэтому попасть в город можно только на пароме.
Журналисты "Российской газеты" испытали это на себе, во время экспедиции "РГ" "От Балтики до Арктики" мы открыли навигацию на Вычегде, пересекая ее в тридцатиградусные февральские морозы. Паром с нашими машинами чинно двигался в сторону Сольвычегодска, вспарывал тонкий лед, и, казалось, одежда превращается в ледяной панцирь.
В таких условиях в Сольвычегодске живут около двух тысяч человек, население здесь убывает, а строить через Вычегду мост экономически нецелесообразно. Это относится ко всем отдаленным территориям Поморья. К примеру, для труднодоступного правобережья Северной Двины - Верхнетоемского, Виноградовского округов - нужен мост. Но это многомиллиардный проект, профинансировать который из региональной казны нереально. Сегодня властям остается только поддерживать глубинку из бюджета. К примеру, дополнительно выделять десятки миллионов рублей на малокомплектные школы с "индивидуальным обучением". Такие, как в Зимней Золотице, где сейчас учатся 11 детей, а педагогов и персонала в два раза больше.
Но чаще всего местные жители жалуются на ценники в магазинах. "Места у нас божественные, а цены безбожные", - говорят люди. Для примера мы позвонили в деревню Лопшеньгу, что на Белом море. Местные жители рассказали, что буханка черного стоит здесь сейчас 95 рублей, а литр молока - 130. Теперь понятно, почему Север называют бескрайним?
Лев Левит, директор высшей школы экономики, управления и права Северного (Арктического) федерального университета:
- На отдаленных территориях строительство автодорог, мостов, причалов потребует огромных вложений и постоянных операционных расходов, которые не окупятся даже через очень длительный срок. Но расширение "труднодоступного перечня" и налоговые послабления - это только один из вариантов повлиять на стоимость товаров. Существенно снизить цены и изменить условия ведения бизнеса для предпринимателей могло бы создание мелкооптовых баз для хранения продукции. Помимо этого, в перспективе, по мере расширения территории покрытия связью и интернетом, предприниматели области смогут предложить местным жителям технические решения по заказу продуктов питания, лекарств, товаров первой необходимости по интернету. Сейчас появляется возможность кооперации местных производителей и продавцов для совместной доставки товаров наземным, воздушным, водным, а в среднесрочной перспективе и беспилотным авиатранспортом.