"Это позволит исключить злоупотребления сервисов, работающих с использованием абонентских договоров и списывающих в безакцептном порядке плату за фактически не используемые услуги", - считают в Центробанке.
Подписка на какой-либо сервис представляет собой услугу (абонентский договор), на которую распространяются положения Гражданского кодекса и Закона "О защите прав потребителей". Это, в частности, означает, что потребитель имеет право на отказ от услуги в одностороннем порядке, напомнили в ЦБ.
Вместе с тем возможны недобросовестные действия компаний, которые предоставляют сервис подписки, например, усложнение процедуры отказа от подписки и/или ее подключение без явного волеизъявления потребителя, посетовали в Банке России.
"В таких ситуациях некоторые кредитные организации для обеспечения защиты прав и интересов своих клиентов уже сами предлагают услугу, позволяющую заблокировать периодические платежи (в том числе по оплате подписок) без обращения к компании, предоставляющей сервис. Мы поддерживаем эту практику и рекомендуем банкам обеспечить потребителю возможность в мобильном приложении отказаться от любых периодических платежей", - указали в ЦБ.
Банк России считает, что выполнение этих рекомендаций также расширит возможности граждан по управлению своими расходами.
Ранее "РГ" писала, что представители Федерального Собрания, Центробанка, Роспотребнадзора, общественных организаций и бизнеса обсудили поправки к Закону "О защите прав потребителей", касающиеся проблемы платных интернет-подписок.