В силу особого географического положения Калининградской области выращенная в ней сельхозпродукция часто не может конкурировать с другими регионами. Подскочившая стоимость доставки негативно отразилась на цене той же пшеницы. "Отвалившийся" рынок Северной Европы, куда в досанкционные времена активно поставлялись злаки из эксклава, привел к профициту в 40 процентов. "Конкурировать с внутренним рынком "большой" России сегодня невозможно. Себестоимость пшеницы в нашем регионе выше из-за логистики. Ведь сюда необходимо завозить топливо, удобрения и многое другое, - подчеркнула гендиректор калининградского портового элеватора Елена Зайцева. - Все эти составляющие проходят через территорию Республики Беларусь и Литвы, прежде чем попасть в Калининградскую область. Отсюда и более высокая цена на продукцию по сравнению с другими регионами России. Не стоит забывать и о зерновом демпфере, который ввели в июне 2021 года, а также об экспортных квотах 2020-го".
Доставить зерно из эксклава импортерам из Египта, Африки, Марокко, Алжира или Мавритании сегодня экономически невыгодно. Все дело в пропускной мощности калининградского порта. Существующая осадка в восемь метров позволяет принимать небольшие суда. До Египта такие скорее всего не дойдут, а для экспортных поставок в страны Африки нужно фрахтовать более крупные сухогрузы. Для аграрного бизнеса эксклава это невыгодно. Эксперты убеждены, что помочь предпринимателям может точечная отмена зернового демпфера. Положительно скажутся послабления в части экспортных квот и дополнительные субсидии на фрахт судов для доставки зерна по международным направлениям. К решению проблемы вывоза калининградского зерна подключились в федеральном центре. Минсельхоз России предложил расширить меры господдержки при перевозке злаков железнодорожным транспортом. Это откроет возможности для их доставки в Ленинградскую, Мурманскую области и Санкт-Петербург. Для этого из федерального бюджета выделят 800 миллионов рублей.