По словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, ЕС планирует в 11-м пакете санкций против России уделить внимание борьбе с обходом введенных ранее ограничительных мер.
По словам председателя Комитета Госдумы по экономической политике Максима Топилина, где-то, возможно, потребуется создать еще одну цепочку компаний, которые будут участвовать в ввозе зарубежных товаров в Россию. Где-то и этого не нужно, так как большинство стран уже смотрят в сторону России и видят в ней надежного союзника и партнера.
Новые санкции против нарушителей санкций - это своеобразное признание того факта, что прямые санкции в отношении России уже исчерпаны, в связи с чем ЕС и переходит к репрессиям преимущественно в отношении ее деловых партнеров, указывает директор Центра макроэкономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Евгений Балацкий. Такая политика уже де-факто проводится США, но сейчас она получила официальное одобрение в качестве генеральной линии Евросоюза. Поэтому, по его словам, новый пакет санкций на самом деле ничего принципиально нового не предусматривает.
"Можно сказать, что эти меры готовятся уже в плановом порядке и отражают сложившуюся год назад дурную традицию. Жизнь показала, что уже введенные 10 пакетов совершенно не меняют политических решений Москвы и слабо влияют на экономическое положение России, однако традиция требует продолжения и без того затянувшегося политического шоу", - говорит эксперт. Он признает, что в краткосрочном периоде России грозят дополнительные осложнения во внешней торговле. Однако эти сложности уже проявились с Турцией и Казахстаном даже и без 11-го санкционного пакета. А вот в долгосрочном периоде эффект может быть прямо противоположным, когда зона санкционных мер будет расширяться, а эффект от них размываться и ослабляться. Чем больше пул стран, в отношении которых вводятся ограничения, тем значительнее урон и у остальных стран мира, говорит Балацкий.
В частности, по сообщению Financial Times, Казахстан с 1 апреля может запустить онлайн-систему отслеживания импорта и экспорта, с целью блокировки ввоза подсанкционных товаров в Россию.
Как отмечает директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода, в современной истории после распада СССР Казахстан и Россия являются, пожалуй, ключевыми партнерами в рамках Таможенного союза и ЕАЭС. "Между странами значительно растет доля расчетов в российских рублях. Казахстан как суверенная страна и очень привлекательный партнер для участников международного рынка будет принимать любые взвешенные решения самостоятельно, исходя из национальных интересов", - поясняет Лобода.
При этом Казахстан - не основной поставщик товаров параллельного импорта, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Больше поставляет Турция, Армения, Узбекистан (с этими странами товарооборот вырос в разы). Система отслеживания товаров создается не очень быстро и наверняка часть сделок все равно останется "в тени".