Сегодня монахи канонической Украинской православной церкви должны покинуть лавру. Какой ход событий вы прогнозируете? Уйдут ли они и куда? Останется ли кто-то в стенах лавры? Что будет с академией и семинарией? С резиденцией митрополита Онуфрия?
Протоиерей Николай Балашов: Не обладая пророческим дарованием, я не могу говорить о том, что еще не произошло. Но вместе с миллионами православных верующих продолжаю молиться о том, чтобы не случилось изгнания православных монахов из православного монастыря. Тем более из Киево-Печерской лавры - колыбели вообще всего монашества на Святой Руси. А как будут развиваться события - увидим. Но уже было заявлено наместником лавры, митрополитом Вышгородским и Чернобыльским Павлом, что добровольного исхода монахов из лавры не будет.
Я не являюсь тонким знатоком украинского законодательства, но полагаю, что еще не исчерпаны юридические механизмы защиты монашествующих. И думаю, что такая защита как-то продолжится. Но, конечно, братия лавры, а вместе с нею и множество православных христиан на Украине, в России, в других странах очень встревожены действиями украинской власти. Потому что они явно направлены на прекращение нормальной деятельности Украинской православной церкви. Это касается не только Киево-Печерской лавры, но и других монастырей и приходов. В частности, полагаются препятствия деятельности Успенской Почаевской лавры - туда не пропускают паломников. Все это вызывает большую тревогу уже во всем мире. Озабоченность по поводу ситуации вокруг Украинской православной церкви выразил Верховный комиссар ООН по правам человека. Мы слышали высказывание Генерального секретаря Всемирного совета церквей, Папы Римского - они также озабочены сложившейся ситуацией.
Из чего родилась эта дерзость власти - намерение выселить из лавры монахов канонической церкви, поднявших ее из руин? Что за этим - непонимание сути Церкви, ее права быть Церковью, а не угодным кому-то политическим инструментом? Непонимание духовного статуса раскольнических движений? Науськанность американскими политическими кураторами?
Протоиерей Николай Балашов: Полагаю, что сегодняшняя политическая ситуация позволила украинскому режиму надеяться на то, что настал час, когда можно осуществить прямые гонения на Церковь. Под прикрытием якобы защиты своей страны. И в расчете на то, что в такой ситуации это не вызовет никакого противодействия, в том числе из-за суровости законов военного времени, позволяющих подавить всякое сопротивление.
А цель у них - подавить само существование в стране православной Церкви, православной веры. Которая неизбежно является фактором исторической, культурной, духовной общности между народами Украины и России.
Нет ли тут войны религий? Не воюет ли преимущественно протестантская Америка с православием? Откуда такой очевидный антиправославный настрой у властей Украины? Освобожденный из плена протоиерей Андрей Павленко считает важным то, что Зеленский не крещен, а правительство его заполнено людьми, матерными словами отзывающимися о православном духовенстве и о самом святом Писании. Что среди них есть оккультисты, от которых можно ждать надругательства над святыми мощам Киево-Печерской лавры.
Протоиерей Николай Балашов: Несомненно, что устроители нового мирового порядка, основанного на "правилах", придуманных группой сторонников крайнего либерализма, считают для себя угрозой само существование Православной церкви. Прежде всего угрозой реализации их планов по переформатированию сознания человеческого сообщества и по утверждению выбранных ими либеральных ценностей в качестве общей основы нашего существования.
Православная церковь как таковая является препятствием на пути к реализации этого плана. Особенно это относится к Русской православной церкви, которая вдобавок видится им еще и орудием расширения влияния России в мире. Поэтому их удар направлен на расчленение православных церквей. На разрушение их единства. Православные церкви, действительно, мешают идеологам нового мирового порядка. Это очевидно.
Но неприятие православия сопряжено и с неприятием всех, кто отстаивает фундаментальные традиционные человеческие ценности.
Если же говорить об Украине, то, конечно, существенным религиозным фактором является растущее в ней в последние годы влияние Греко-католической церкви, в целом успешно осуществляющей свою экспансию из западных регионов Украины, где она уже длительное время является преобладающей религиозной силой, на центральную и восточную части страны. Не секрет, что греко-католики были одной из главных движущих сил на Киевском майдане в период так называемой революции достоинства или, если выражаться прямее - свержения законной власти. И именно они во многом являются бенефициарами происшедшего на Украине государственного переворота, этот фактор тоже не сбросишь со счетов.
Стоит обратить внимание и на то, что кроме разворачивающегося перед нами "окончательного решения вопроса" Киево-Печерской лавры подобные тенденции наметились и вокруг Почаевской лавры. Недавно был остановлен автобус с паломниками из Черновцов. Мольба матери, приехавшей помолиться за находящегося на фронте сына, никого не могла оставить равнодушным, но власти запретили ей это. Думаю, что государственная администрация Тернопольской области сейчас пытается использовать тот же самый механизм, что был опробован в Киево-Печерской лавре. Найти какие-то незначительные нарушения со стороны монашеской общины, которые бы позволили ей разорвать действующий договор о предоставлении ей находящихся в государственной собственности храмов Почаевской лавры.