Почему Walt Disney ликвидирует подразделение по развитию виртуальной вселенной

Крупнейший производитель развлекательного контента, The Walt Disney Company, ликвидирует свое подразделение по развитию виртуальной вселенной Metaverse спустя год после его создания.
REUTERS

Подразделение, отвечающее за Metaverse, было создано в феврале 2022 года для того, чтобы найти новые интерактивные форматы с использованием библиотеки интеллектуальной собственности Disney. Как сообщает The Wall Street Journal, подразделение ликвидировано в рамках реструктуризации The Walt Disney Company, общего сокращения расходов на 5,5 млрд долларов и увольнения 7000 сотрудников.

Ранее бывший и нынешний руководители Disney Боб Чапек и Роберт Айгер считали виртуальную вселенную очень хорошей инвестиционной возможностью. Чапек называл Metaverse "следующим великим рубежом сторителлинга", а Айгер ранее сам работал директором и консультантом в Genies - платформе цифровых аватаров на блокчейне Flow.

Медленный рост популярности виртуальной метавселенной разочаровал не только Disney, но и многие технологические компании, которые сделали ставку на новые форматы развлечений. Meta (признана экстремистской и запрещена в России), материнская компания Facebook и Instagram, уже несколько лет инвестирует миллиарды долларов в Metaverse, но к марту 2023 года наблюдается стабильно низкий пользовательский интерес и явные проблемы с ее позиционированием. Массовый потребитель не понимает, как использовать Metaverse и разочарован ее технической реализацией.

"Люди представляли, что метавселенная будет выглядеть как фильм "Первому игроку приготовиться", но кажется, что мы еще очень далеки от этого", - заявил изданию Verdict Алан Вей, генеральный директор и основатель компании Aventus Network.

Согласно анализу финансовых документов, который приводит Business Insider, Meta с 2019 года вложила 36 млрд долларов в подразделение Reality Labs, отвечающее за развитие метавселенной.

Консалтинговая компания The Motley Fool утверждает, что в 2022 году убыток Reality Labs составил 13,7 млрд долларов, а годом ранее 10,2 млрд.

Meta сверхбогатая компания и, безусловно, наняла в Reality Labs лучших специалистов в области виртуальной реальности, которых можно было найти на рынке. Поэтому эксперты считают, что причины провала метавселенной кроются не в технологических просчетах команды, а в текущем состоянии VR (виртуальной реальности) и ошибочных бизнес-решениях Марка Цукерберга.

"VR-технология еще не достигла того уровня позитивного пользовательского опыта, чтобы быть массово востребованной, а потому инвестиции в создание метавселенных пока что не будут успешными. Придется подождать как минимум дальнейшего развития технологий и, возможно, определенных изменений общественных отношений для того, чтобы появилась массовая потребность в виртуальной реальности", - говорит аналитик агентства MForum Analytics Алексей Бойко.

Согласен с экспертом и ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: "После сверхуспешных десятилетий для высокотехнологичного сектора, когда "выстрелило" множество новых изобретений - мобильный интернет, смартфоны, социальные сети, интернет-сервисы, игры, искусственный интеллект, облака, возникла иллюзия, что при должном уровне вложений в R&D, людей и маркетинг, коммерчески успешной станет любая яркая технология. А виртуальная и дополненная реальность, безусловно, таковыми являются. Сама идея создания нового мира, где все будет намного лучше, чем в реальном, и каждый может стать кем угодно, кажется привлекательной".

По мнению Муртазина, проблема заключается в неправильном прогнозе скорости развития виртуальной и дополненной реальности (AR). Текущая реализация VR и AR, несмотря на вложенные миллиарды, подходит только для нишевого применения. VR для обучения, проведения видеоконференций и игр. AR для сложной промышленной сборки, техобслуживания индустриальных объектов, управления летательными аппаратами от первого лица, оборонной индустрии.

Алексей Бойко уверен, что без технологического прорыва, который обеспечит более качественный пользовательский опыт при выборе и покупке товаров, при знакомствах, как место работы и отдыха, рассчитывать на массовый спрос на VR не приходится.

"Случай с Марком Цукербергом и вовсе особенный - возьму на себя смелость утверждать, что никакой проект, связанный с этим именем, более не станет успешным", - утверждает Бойко.

Если растущие каждый год убытки Reality Labs и давление акционеров вынудит Марка Цукерберга прекратить инвестиции в Metaverse, то на фоне заморозки VR-проектов такими компаниями, как Google, Samsung и многими другими, это может обрушить весь VR-рынок.

Что касается родственной для VR AR технологии, то эксперты ждут летней презентации гарнитуры дополненной реальности от Apple. С учетом колоссального рыночного веса и влияния Apple, от того, как аудитория встретит их первый AR-шлем, зависят кратко- и среднесрочные перспективы всей AR-индустрии.