28.03.2023 13:51
Поделиться

Как музеи помогли сохранить народные промыслы

В культурно-выставочном комплексе "Л. Н. Т." в Музейном квартале Тулы начала свою работу выставка "Тульская керамика. Традиция и современность". Она интересна прежде всего тем, что предлагает взглянуть на пять веков местного керамического промысла - от древнейших образцов до творчества современных мастеров. Как живут сегодняшние ремесленники?
Хлудневская керамика по сей день остается одним из брендов Калужской области.
Хлудневская керамика по сей день остается одним из брендов Калужской области. / Станислав Красильников / ТАСС

Музейный промысел

Сегодня, как и столетия назад, в Туле изготавливаются строительная и бытовая керамика, гончарные изделия, предметы интерьера, изразцы и глиняная игрушка. Некоторые направления называют тульскими брендами, но, не имея статуса народного промысла, производители этих изделий не могут рассчитывать на соответствующую господдержку. Как правило, статус народного промысла имеют крупные фабрики, сформировавшиеся еще в советские времена. Помимо этого в народном искусстве есть еще и ремесленничество, которым занимаются народные мастера или художники. Собственно, именно они и создают большинство региональных брендов, сохраняя традиции.

Ремесленничество, пережившее спад в конце прошлого столетия, живо. Мастера сумели сохранить традиции создания, например, той же филимоновской игрушки в Тульской области или хлудневской в Калужской. Хотя был момент, когда постояли на краю: старые мастера стали уходить, а передать традицию было некому. Значительную роль в сохранении ремесла сыграли музеи.

- Мастеру, чтобы выжить, надо продавать свои изделия. Но он занимается производством, а не торгует. Это предприятие народных промыслов может себе позволить отдел сбыта или маркетинга. Народный мастер - одиночка. Чем музей может помочь ему - вопрос не такой уж однозначный, - поясняет руководитель нескольких музеев, в том числе Музея филимоновской игрушки и "Гармони Деда Филимона" Сергей Кузнецов. - Сегодня мы размещаем заказы у мастеров и реализуем их работы. Схема как и в любом другом производстве. В свое время решили, что филимоновская игрушка будет у нас одним из основных товаров, даже не столько с точки зрения продажи. Мы считаем, что это ремесло должно жить, - значит, надо продвигать тульских мастеров. Помимо торговли их изделиями в наших музеях мы представляем их на выставках - той же "Ладье", например, или "Многоликой России". Главное, чтобы нас видели. Это своего рода реклама: есть на выставке - значит, есть и на рынке.

Впрочем, не каждая ярмарка подходит для реализации изделий народных промыслов. По словам Сергея Кузнецова, их частенько приглашают участвовать в самых разных мероприятиях вроде Дня поля или празднования Медового Спаса. Однако, как показала практика, ехать с гончарными изделиями туда, где будут продавать еду, смысла мало: народ нацелен на другие товары.

Продукция народных промыслов эксклюзивная, поэтому у каждой вещи должна быть своя история, легенда

Уникальный опыт поддержки ремесленничества появился в музее-усадьбе Ясная Поляна в конце 1990-х годов. Это своего рода симбиоз мастеров народного творчества и усадьбы, где даже создали два специальных сектора: по изучению усадебного быта (лоскутное творчество, ткачество, флористика) и возрождения, сохранения и развития творческих традиций (керамика, куколки-скелетцы).

- Есть традиции русской усадьбы, где многое делается своими руками. Кроме того, мы проводим различные фестивали, когда огромное количество людей знакомятся с этими традициями. И это надо показать наглядно. Кто-то должен проводить мастер-классы, - поясняет интерес к ремесленникам руководитель пресс-службы музея-усадьбы Льва Толстого Ирина Афонина.

- Мастеру надо продвигать свое искусство. Приглашение работать в музее оказалось взаимовыгодным. Мы поддерживаем музей, помогая создавать аутентичную атмосферу русской усадьбы. Музей же берет на себя все расходы - в том числе материалы, электричество - и реализацию наших изделий. Также мы отшиваем для музея костюмы, отрабатываем их в соответствии со старинными технологиями, - рассказала Инна Красова, руководитель сектора изучения традиций усадебного быта.

В Ясной Поляне раз в два года проводится удивительный фестиваль "Пестрая Поляна", на котором мастерицы показывают потрясающие образцы лоскутного шитья. Пэчворк - особое направление народного творчества, издавна практикуемое в России. Или же куколки-скелетцы - традиционные для Ясной Поляны игрушки, придуманные Софьей Андреевной Толстой. Выглядят они как деревянные заготовки с тоненькими ручками и ножками, одетые в яркие костюмы. На Рождество Софья Андреевна и дети Толстых дарили этих куколок деревенским малышам. Сегодня их предлагают туристам.

А вот яснополянская керамика - новодел. Это тарелки и сосуды, колокольчики, барышни с самоваром, игрушки, образы которых взяты из произведений Льва Толстого.

- Яснополянская керамика уникальна, - уверена Любовь Михалева, руководитель сектора возрождения, сохранения и развития творческих традиций. - Наши мастера-керамисты создали новый художественный стиль, наиболее полно передающий светлый поэтический образ Ясной Поляны. Его основа - растительный орнамент, выполненный росписью ангобами (разноцветными глинами), известными еще со времен Льва Толстого. Основная тематика росписи - стилизованные растения Ясной Поляны и птицы.

Идея яснополянских сувениров возникла у Владимира Толстого, руководившего музеем с 1994 по 2012 год. Он хотел, чтобы гости Ясной Поляны могли взять с собой на память предметы, которые создавались бы исключительно в музее. Как рассказала Любовь Михалева, туристы хотели купить, например, Филипка - именно такого, каким он описан у Льва Толстого. Тут-то и потребовались свои ремесленники.

Товар лицом

Но далеко не все авторы имеют возможность сотрудничать с музеями. Да и освоить интернет-торговлю у народных мастеров не очень получается. По словам народного мастера из Калуги Татьяны Полубинской, представляющей хлудневский промысел, какие-то изделия реализовать таким образом удается, но совсем немного. В какой-то мере выручают коллекционеры: в последнее время частных коллекций становится все больше, но все же их не так много. Что-то удается реализовать через магазины сувениров, что-то - на выставках.

Магазины подарков в пандемию закрывались первыми. Сейчас открылись, но, по словам руководителя проекта Центросоюза РФ "КООП - народные промыслы" Павла Привалова, в них на 80-90 процентов - дешевые реплики китайского производства. К слову, в пандемию подарочные магазины кооператоров не закрывались благодаря удачному ходу: наряду с сувенирной продукцией в них торговали деликатесами, которые составили примерно четверть предлагаемых товаров. Центросоюз открыл несколько таких магазинов в курортных зонах: в Анапе и Зеленоградске.

- Есть два важных фактора, способствующих реализации продукции, будь то ремесленники или НХП. Это цикличность и продуманная стратегия. Наши мастера ведь привыкли все делать сами: и изготавливать, и продавать товар, и логистику выстраивать. При этом пытаются зарабатывать на каждом этапе. Я не делаю руками, но я могу продать, - поясняет Павел Привалов. - В наших магазинах только российская продукция. В Анапе мы продаем восемь из 10 стоящих на полках изделий.

Павел Привалов подчеркивает: в магазине должны быть товары разного ценового сегмента. Продукция народных промыслов эксклюзивная, очень тяжелая в плане ментальности, поэтому у каждой вещи должна быть история, легенда, которая натолкнет человека на какие-то воспоминания, какие-то желания, считает специалист.

- Например, в торговом зале стоят шахматы из янтаря стоимостью в сотни тысяч, - раскладывает основы торговли изделиями народных промыслов Павел Привалов. - Люди ходят, любуются: красиво, но дорого. А на кассе - фигурки из янтаря за 100 рублей. Человек покупает и чувствует удовлетворение. Мы играем на его поле, мы говорим уважительно, на равных со всеми. И конечно, нужен концепт, нужна легенда. Наш магазин в курортной зоне, где люди уже привыкли, что с них за все берут деньги. А мы показываем изделия народных мастеров из разных уголков страны и проводим бесплатную экскурсию. Или же предлагаем самим раскрасить матрешку, например. Человек потрудился с часок и понял, почему изделие мастера стоит дорого, как ему показалось сначала.

Утилитарность или декор

В последнее время, по мнению экспертов, интерес к народному творчеству не так быстро, но все же растет. При этом люди стали чаще обращаться к утилитарным изделиям, предпочитая их декору. Современное стремление к минимализму в интерьере зачастую не оставляет места "красивостям": было время, когда рынок требовал этой странной красоты, но, как отмечают специалисты, сначала художники бегут за рынком, рынок быстро развиваются, а затем покупатели устают от перенасыщения. В итоге начинается поворот потребителя к красивым изделиям, которые можно использовать.

Так, в Ясной Поляне наряду с декоративными фигурками активно покупают именно утилитарные вещи. Популярностью пользуются "толстовские рубахи" наполовину ручной работы, сшитое из лоскутков яблоко, куда можно втыкать иголки, и много других милых вещей, годных не только для того, чтобы собирать пыль на полочке.

Впрочем, народные мастера продолжают выпускать и интерьерные вещи. Они по-прежнему универсальный подарок. И в каждом поколении есть свои коллекционеры.

- Люди, которые сегодня открывают музеи, начинали частенько с подарков. Потом это переросло в увлечение, собирательство, изучение и - в коллекцию. Многие крупные государственные музеи создавались на основе частных коллекций, - заметил Сергей Кузнецов.