Поделиться

На Ставрополье число ярмарок за пару лет удвоилось и достигло 500

Товарооборот на ярмарках региона за год вырос в 1,3 раза - до 2,5 миллиарда рублей. Краевые власти намерены поощрять эту форму торговли и разработать для ярмарок единый дизайн-код.
Ярмарки дают возможность реализовать продукцию малым производителям, которые не могут поставлять продукты на полки сетевых магазинов
Ярмарки дают возможность реализовать продукцию малым производителям, которые не могут поставлять продукты на полки сетевых магазинов / Владимир Аносов/РГ

Министр экономического развития Ставрополья Денис Полюбин заявил, что ярмарки становятся все популярнее у производителей продукции и покупателей: "Министерство работает с властями муниципалитетов над тем, чтобы в населенных пунктах открывали дополнительные ярмарки. Это позволит нивелировать волатильность цен и обеспечить доступность ставропольской продукции. Сейчас в крае ярмарочных площадей свыше 500 - вдвое больше, чем в 2021 году. Мы ориентируем муниципальные власти и производителей искать торговые места рядом с крупными гипермаркетами, супермаркетами, чтобы разделить трафик".

Полюбин добавил, что министерство рассматривает возможность оформить ярмарки в едином узнаваемом стиле. Впрочем, некоторые продавцы и сейчас уделяют много внимания своим торговым местам. Для них это не просто точка продажи - стоя за прилавками, они ближе знакомятся с покупателями и понимают, на какой товар есть спрос.

- Я с удовольствием рассказываю о своих пчелах и о том, какой мед они делают. Покупатели удивляются, многие даже не знают, что на Ставрополье есть пасеки, - говорит Любовь Ведьмецкая из Кочубеевского района.

Предприниматель рассказала, что продает мед и через соцсети. Иногда покупают даже рамки сот, чтобы потом отправить их на север России или за границу. Были заказчики из Италии и Германии. Но основной доход приносят именно ярмарки.

Кстати, некоторые торгуют здесь еженедельно. Анна Антонова реализует мясную продукции местного предприятия: в будние дни она продает ее на рынке, а в выходные - на ярмарке. Анна считает, что такая торговая система удобна клиентам. Однако в крупных городах, по ее мнению, не стоит менять место проведения ярмарок каждую неделю.

- В городах ярмарки не всегда проходят в одном и том же месте, бывает, неделю мы стоим на одной площадке, а следующую - уже на другой. Покупатели жалуются, что не всегда знают, где и когда пройдет очередная ярмарка. Если бы в Ставрополе ярмарки организовывали на трех постоянных площадках, торговля шла бы лучше. Например, их можно проводить возле Цирка и Дома торговли: эти локации находятся в разных частях города. Люди приезжали бы туда целенаправленно, если бы знали, что там точно проходит ярмарка, - считает Антонова.

Директор Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС, член Общественной палаты РФ Азамат Тлисов полагает, что ярмарки - компромиссный вариант торговли, удобный абсолютно всем: продавцы получают гарантированный поток покупателей, клиенты - свежую продукцию по низкой цене. К тому же этот формат не конкурирует с другими видами дистрибуции, например с сетями или интернет-площадками. Торговля выходного дня больше похожа на распродажи в супермаркетах.

Для производителей ярмарка не просто точка сбыта - стоя за прилавками, они ближе знакомятся с покупателями и понимают, на какой товар есть спрос

При этом эксперт отмечает, что ярмарки могут приносить еще больше пользы в первую очередь малым производителям, которые не могут поставлять продукты на полки сетевых магазинов.

- Нужно каталогизировать компании и их продукцию, централизованно выпускать информационные буклеты или материалы для размещения в интернете, - уверен Тлисов. - В них могут содержаться данные о производителях, предприятиях, основные характеристики продукции, контакты. Это позволит покупателям в дальнейшем находить полюбившийся товар и без ярмарок. .

Кстати

Ярмарки дают возможность купить продукты дешевле, чем в магазинах. Это важно, поскольку годовая продовольственная инфляция на Ставрополье в феврале превысила 11 процентов. Стоимость минимального овощного ("борщевого") набора сейчас составляет 116 рублей, с начала года она выросла на 11 рублей.

Причиной тому отчасти является сезонный фактор. Да и производители вынуждены перекладывать на покупателей часть издержек, которые также выросли. Удорожание еще нескольких видов продукции связано с внешнеэкономическими факторами. Напри- мер, основные страны - экспортеры лука - Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, где власти запретили экспорт из-за неурожая.

Помимо этого, из-за изменений в работе тепличных хозяйств на рынок стало поступать меньше огурцов. Стоит отметить, что и затраты на их выращивание выросли из-за похолодания и повышения тарифов на отопление и электроэнергию. Поэтому цены на огурцы резко подскочили.