Для работы облачного хранилища необходимо как "железо" - компьютерная техника, - так и программное обеспечение. Бытует мнение, что раньше все это у нас было зарубежным, а отечественные решения стали востребованы лишь недавно и только в связи с уходом глобальных игроков.
- На самом деле иностранные компании, покинувшие наш рынок в прошлом году, занимали на нем относительно небольшую долю - 7,5 процента, - отметил руководитель направления операционного консалтинга центра компетенций НТИ на базе МГУ имени Ломоносова Александр Ангеловский при обсуждении темы на площадке СФ. - А следовательно, решения, разработанные нашими компаниями, стали конкурентоспособными на внутреннем рынке не просто потому, что им нет альтернативы. Они объективно по большинству характеристик находятся на том же уровне, что и зарубежные, а по некоторым даже их превосходят.
За год число отечественных компаний, использующих облачные технологии, выросло в три раза - с одного до трех процентов всего российского бизнеса. Как говорится, есть куда расти. Но локомотивом развития таких сервисов стали государственные структуры. Это понятно: они получают доступ к персональным данным миллионов граждан и должны обеспечить им надежную защиту.
Для государственных органов в 2019 году создали специальную платформу - Гособлако. Она позволила объединить вычислительные ресурсы, оптимизировать расходы и обеспечить информационную безопасность, которая стала особенно актуальной в связи с санкционным давлением.
- В этой системе используется исключительно отечественное оборудование, - пояснил заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Евгений Филатов. - Программное обеспечение также в основном российское, но пока мы еще не полностью перешли на свои решения в области виртуализации. Это должно произойти к осени.
Девять центров обработки данных Гособлака расположены в четырех городах: Санкт-Петербурге, Удомле Тверской области, Москве и Новосибирске. Эти ЦОДы обеспечивают устойчивость системы на случай отказов работы и катастроф. В 2023-2024 годах планируется построить еще шесть центров в пяти городах - от Сочи до Владивостока. Но весь Север остается белым пятном на этой карте.
Дело в том, что места для новых ЦОДов выбирают по числу населения, которое активно пользуется государственными услугами и информационными системами. Это касается и государственных, и коммерческих дата-центров.
- Мы пока не видим спроса для строительства полноценного центра обработки данных на Севере, - констатирует директор по продуктам крупнейшего российского провайдера Александр Обухов. - Поэтому будем использовать в северных регионах модульные контейнерные ЦОДы в качестве пилотного проекта. Тем самым мы создадим предложение и сможем посмотреть, насколько оно востребовано.
Справедливости ради отметим, что начало облачным процессам в Арктике уже положено: осенью прошлого года в Мурманске открылся самый северный в стране коммерческий ЦОД. Он обеспечивает безопасность городов Заполярья - хранит данные видеонаблюдений и аналитики.
Однако подобные центры нужны не только государству, но и бизнесу, который также собирает "чувствительную" информацию, в том числе персональные данные. Это, например, банки и ретейл. Причем самые "громкие" утечки информации в последнее время происходили именно из корпоративного, а не из государственного сектора. Следовательно, степень его защищенности оставляет желать лучшего.
Нужны специальные меры поддержки для создания и использования облачных сервисов, уверены специалисты. И прежде всего - для малого и среднего бизнеса, который мигрирует в облако гораздо медленнее крупных компаний. Предполагается, что сами предприниматели тоже внесут свой вклад в прогресс - например, в формате государственно-частного партнерства. По словам Александра Обухова, сегодня в законодательстве даже нет такого понятия - "центр обработки данных". Необходимо также разработать отечественную систему классификации ЦОДов по уровню надежности взамен зарубежной и принять стандарты качества для оборудования и ПО, на базе которого будут создаваться облачные сервисы.
Нельзя забывать и о домашних пользователях облаков, подчеркивает директор по продуктовому маркетингу "МойОфис" Петр Щеглов.
- Этот сегмент все еще критически зависит от зарубежных облачных сервисов. Любое устройство на руках у домашнего пользователя связано с сервисом, у которого нет ни одного дата-центра в России! Импортозамещение в этой области тормозит нехватка процессоров, в том числе для искусственного интеллекта. Конечно, мы начали двигаться в сторону продвижения своих сервисов в рамках предустановки отечественного ПО на различную технику. Но это не переломило общей тенденции. Простого решения здесь нет, надо отдельно заниматься этим направлением, - считает эксперт.