Судя по рассказам местных жителей, предпринимаемые республиканскими властями меры по борьбе с дефицитом кадров в здравоохранении ощутимого результата не приносят, а во множестве отдаленных деревень и сел отсутствие фельдшеров и современных ФАПов давно стало привычным.
"Долгие годы в нашем селе остро стоит вопрос строительства ФАПа, - говорят в своем видеообращении жители села Кельчиюр Ижемского района республики минувшей осенью. - В 2014 году здание, где сегодня расположен ФАП, признано аварийным. Температура внутри помещения зимой не превышает 10 градусов. Отсутствуют водоснабжение, канализация, площадь помещения не соответствует санитарным нормам. В соответствии с письмом министерства здравоохранения Республики Коми от 8 февраля 2021 года строительство ФАПа в селе Кельчиюр не предусмотрено до 2025 года. Но для полноценной жизни села нам необходимо строительство нового ФАПа, тем более что земельный участок для него уже выделен".
- Нам пообещали, что в этом году построят ФАП - правда, без жилого помещения для фельд-шера. Видимо, ему придется снимать жилье у местных жителей, - рассказала корреспонденту "РГ" местная жительница Елена Филиппова, художественный руководитель Кельчиюрского сельского дома культуры. - А вообще проблема с медицинскими кадрами у нас просто катастрофическая. Я сама живу в Устюжне, в пяти километрах от Кельчиюра. Недавно у нас приняли на работу фельдшера, но он не отработал и месяца, уволился и вообще уехал из района. Условия для работы сложные - в Устюжне живет более 500 человек, протяженность деревни примерно три километра. А взяли его на четверть ставки, и ездил он на работу из соседней деревни, до которой более 20 километров. Думаю, что его зарплата даже транспортные издержки не покрывала. И сейчас у нас фельдшера нет вообще, есть лишь медсестра, которая может только лекарства отпустить или укол сделать.
В результате жители деревень Ижемского района вынуждены ездить на прием к врачам в республиканский центр Сыктывкар за 700 километров. Такая поездка по плохим дорогам - целое приключение. Путь в одну сторону, по словам Елены Филипповой, занимает около девяти часов, так что обернуться за сутки невозможно. Кому-то посчастливилось иметь в Сыктывкаре родственников, но остальным приходится ночевать перед обратной дорогой в хостелах.
Аналогичные проблемы возникли в поселке Нижний Одес Сосногорского района. Терпение жителей лопнуло, когда в начале этого года полторы тысячи детей в поселке остались без педиатра. Врач уволилась в декабре прошлого года, другой педиатр находилась в декретном отпуске. Вела приемы только фельдшер, здоровых детей до года по четвергам осматривала приглашенный врач. Также жители жаловались, что в районе нет ни одного детского хирурга, аллерголога-иммунолога, кардиолога, ревматолога, что шансы пройти УЗИ крайне малы, из-за чего многие вынуждены обращаться в платные клиники. Немало претензий было высказано и в адрес взрослой поликлиники.
- В ее штате из специалистов узкого профиля есть только хирург и дерматолог. Невропатолог, лор, окулист приезжают раз в неделю, а иногда и реже. Из-за этого большинство людей месяцами не могут попасть к нужному специалисту. Далеко не все могут поехать в районный центр, тем более там тоже острая нехватка врачей, что вынуждает нас обращаться в платные клиники, - рассказала одна из жительниц Нижнего Одеса.
Эксперты убеждены: основная причина кадрового дефицита - перегруженность врачей и недостаточная зарплата. По данным Комистата, средняя зарплата в 2022 году в сфере здравоохранения и социальных услуг составляла 58,1 тысячи рублей. Даже эта сумма, на которую не зашикуешь, порой вызывает удивление у медиков Коми. "У меня жена работает врачом в Воркуте, оклад у нее 14 тысяч рублей. В целом она с подработками получает 40 тысяч в месяц, как и ее знакомые коллеги врачи", - пишет один из пользователей соцсетей. "Пятнадцать лет работаю врачом на полную ставку, зарплата в среднем выходит около 43 тысяч рублей. Вынужден работать еще на двух работах, благодаря этому получаю около 72 тысяч", - добавляет его коллега.
Для лечебного учреждения, работающего в системе обязательного медстрахования, значительная часть - расходы на заработную плату. Оставшиеся средства уходят на закупку лекарств, обслуживание оборудования, коммунальные ресурсы и другие расходы, и на все денег не хватает, отмечает главврач Вуктыльской центральной районной больницы Николай Козырев. Пациентов в Вуктыле не так много - примерно 12 тысяч. Но при этом необходимо содержать штат из трех сотен человек, - нельзя сэкономить на лабораторных исследованиях, закрыть стационар или переводить специалистов на полставки.
Чем меньше населенный пункт, тем "дороже" стоит пациент, отмечает глава республиканского Госсовета Сергей Усачев. Тарифы на оплату ОМС для небольших городов и поселков должны быть пересмотрены.
Парламент Коми намерен поднять этот вопрос на федеральном уровне.
Андрей Мишарин, руководитель исполкома ОНФ Республики Коми:
- Мы направили по поводу ситуации в Нижнем Одесе обращение в региональный минздрав, написали в прокуратуру. И после нашего обращения чиновники буквально за два дня нашли педиатра. Проблема до сих пор не решена, власти планируют привлекать врачей из соседних районов. В регионе действует ряд программ, направленных на поддержку медиков, но они все равно покидают регион и уезжают туда, где более привлекательные условия работы.
Как сообщили в правительстве Коми, в 2023 году в рамках национального проекта "Здравоохранение" в республике предполагается приобрести и смонтировать 24 медицинских объекта. Ранее исполняющий обязанности министра здравоохранения Коми Игорь Дягилев заявил о том, что от строительства ФАПов региональные власти намерены перейти к закупке недорогих конструкций, из которых можно возводить строения в течение двух-трех недель. В 2022 году в Коми появились два модульных ФАПа, которые обошлись республиканской казне в 15 миллионов рублей.