28.03.2023 18:00
    Поделиться

    Как отреагировал на санкции российский АПК

    Отечественный агропром стал в 2022 году драйвером развития российской экономики. В целом АПК вырос на 10,2%, а растениеводство - почти на 16%.

    Такой внушительный рост стал возможен благодаря рекордному урожаю зерна: страна собрала почти 158 млн тонн - это на 29,9% больше, чем в 2021 году. Отечественный АПК последние 10-15 лет накапливал технологичность - аграрии все больше покупали удобрений, качественной техники и семян. Плюс ко всему в России в 2022 году сложилась идеальная погода.

    Рост получился даже там, где, казалось бы, надо было ждать падения. Например, больше половины картофеля в России выращивается в личных подсобных хозяйствах, но интерес к этому у населения из года в год снижается. А рост площадей под картофель у сельхозорганизаций не покрывает это падение. Однако, по данным Росстата, урожай картофеля в 2022 году составил 18,6 млн тонн против чуть менее 18 млн тонн годом ранее.

    Не помешали рекордам и санкции. Прекращение поставок сельхозтехники пришлось на посевную. Даже наши машиностроители вынуждены были на некоторое время приостановить производство, поскольку просел импорт комплектующих. Но накопленный запас прочности и русское умение выкрутиться из самой патовой ситуации позволили пройти сев, а затем уборку практически без срывов.

    Надо отдать должное государству: на АПК власти не поскупились - в прошлом году отрасли было выделено беспрецедентных 0,5 трлн рублей. Оно и понятно: что-что, а исчезновение с прилавков магазинов какой-нибудь гречки грозило куда большими последствиями, чем, скажем, исчезновение банковских приложений из иностранных магазинов.

    А поскольку база в АПК оказалась настолько прочной, это подтянуло результаты по всей цепочке. Что в конечном итоге сказалось на объеме производства и стоимости продуктов для населения.

    Инфляция по итогам 2022 года составила 11,9%. Но, во-первых, надо понимать, что в большей степени цены на продукты росли в первой половине года, когда мы "подъедали" прошлый, не такой богатый урожай. А во-вторых, наибольший рост цен произошел в непродуктовой рознице. Стиральные порошки, подгузники или телевизоры подорожали сильнее. А, например, цены на мясо птицы и свинины во второй половине года по большому счету оставались на одном и том же уровне или даже падали. Дорожать им было не с чего, потому что зерна было не много, а очень много, оно было дешевым. А в себестоимости той же курицы больше половины приходится именно на корм. С другой стороны, цены подпирала насыщенность рынка мясом.

    Та самая накопленная технологичность сказалась и в производстве животноводческой продукции. Пусть упаковки под молоко в какой-то момент не хватало из-за санкций, но самого молока в стране в прошлом году произвели немного, но больше. А уж куда разлить, найти уже оказалось не такой большой проблемой.

    Справедливости ради, не все складывалось и складывается гладко в отрасли. Например, к середине марта 2023 года цены на зерно, по оценкам экспертов, опустились ниже себестоимости. Это значит, что аграриям в этом году не хватает средств в самый ответственный момент. Но чем это обернется, мы уже будем судить по данным Росстата через год.

    Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Татьяна Карабут
    Поделиться