Напомним, первый этап приказа начался 1 июля 2018 года. С этого момента и вплоть до 1 января 2023 года проектировщики и застройщики были обязаны снижать удельный расход тепла в зданиях на 20 процентов по сравнению с базовым уровнем. Все это время из положения удавалось выходить за счет повышения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций - стен, перекрытий, кровель, перегородок, образующих внешнюю оболочку дома, отметил руководитель направления "Энергоэффективность зданий" компании "ТЕХНОНИКОЛЬ" Станислав Щеглов. С 1 января 2023 года приказ обязывает уменьшить расход тепла еще на 20 процентов. Данное требование распространяется на все новые здания, в том числе жилые, офисные, административные.
Правда, энергоэффективность уже построенных зданий регулируется иначе. С 2018 года при капремонте любых зданий, кроме жилых, необходимо добиться 20-процентного снижения уровня расхода тепловой энергии. Для жилых многоэтажек эти требования несколько смягчены: после капитального ремонта энергопотребление каждого жилого дома должно соответствовать базовому уровню.
При этом в приказе ничего не говорится о том, с помощью каких инструментов и методов проектировщики смогут эти требования выполнить, отмечает эксперт. До 2023 года строители добивались экономии тепла главным образом с помощью теплоизоляционных материалов. Но снизить потребление тепла на 40 процентов только этим путем вряд ли возможно. Если пытаться обойтись утеплением внешнего контура зданий, расчетные толщины теплоизоляционных материалов выйдут за пределы возможностей производителей, считает Станислав Щеглов.
Технологические возможности серьезно снизить потребление тепла есть, убежден директор ассоциации "Жилищно-строительное объединение Мурмана" Вячеслав Придатченко. Еще во времена СССР существовали разработки, которые были способны произвести в энергосбережении если не революцию, то значительный рывок вперед.
- Моему предприятию около десяти лет назад довелось утеплять старую кирпичную стену цеха одного из предприятий Мурманской области, которую при строительстве в 60-х годах минувшего века "хозспособом" сделали в целях экономии тоньше, чем надо, - рассказал эксперт. - Проблема была в том, что зимой к ней примерзали многометровые сосульки, которые могли стену обвалить. Навешивать на нее утепляющие конструкции было нельзя. И мы нашли решение - использовали материал "корунд", разработанный еще в Советском Союзе. Он представлял собой микрочастицы керамики и связующий элемент. За пару дней мы покрыли стенку двумя слоями "корунда", каждый слой имел толщину один миллиметр. Эффект был отличный - сосульки перестали примерзать к стене. А потом сделали и крышу. Нагляднее всего здесь пример с двумя одинаковыми металлическими кружками, наполненными кипятком. Если одну кружку оставить чистой, а другую покрыть "корундом" толщиной в миллиметр, то о первую вы обожжетесь, а вторую спокойно возьмете рукой. Я сам так проверил этот материал перед тем, как покрывать им стену. Миллиметровый слой "корунда" заменяет пять сантиметров минеральной ваты.
Сегодня существуют еще более совершенные технологии и материалы. Но проблема совсем в другом: очень большая доля теплопотерь уходит через окна. Но заменить их при капремонте невозможно, поскольку это частная собственность жильцов, не попадающая в перечень замены за счет средств Фонда капремонта многоквартирных домов.
- Как заставить жильца менять окна в собственной квартире? Сразу возникает вопрос: кто будет присматривать за квартирой, пока продолжается замена окон, ведь собственник жилья в этот момент на работе? - подчеркивает Вячеслав Придатченко. - Как быть в случае, если кто-то вовсе не захочет менять окна? Предположим, владелец квартиры все же останется дома на время замены окон. Оплатит ли ему работодатель это время? Если строительная компания будет вынуждена работать таким образом с каждым собственником жилья, капремонт растянется на годы. Сегодня внедрение энергоэффективных мер отдано на откуп собственникам жилья, которые мало что в этом понимают, да и не обязаны понимать - не их это епархия.
Сегодня ответов на эти вопросы не существует. Возможно, управляющим организациям следует детальнее разъяснять жильцам эти премудрости коммунальной науки и устанавливать очередность замены окон, например, на кредитные средства. Строители подчеркивают: здесь непаханое поле для работы законодателей. Но пахать его все же придется. Еще одна задача - наладить эффективный контроль работы строителей во время приемки домов, поскольку их недоделки также приводят к перерасходу коммунальных ресурсов - воды, тепла, электроэнергии. А при капремонте должен применяться максимально индивидуальный подход: вначале необходимо рассчитать уровень энергопотребления здания, а затем с помощью перебора различных решений найти вариант, который позволит добиться нужного уровня энергоэффективности. Для этого перед ремонтом необходимо проводить энергообследование здания, чтобы точно выявить все слабые звенья. Но сегодня, по словам Вячеслава Придатченко, такого требования в законодательстве нет. Вместо энергообследования применяются типовые методики и нормы, зависящие от разных типов домов. От этого "усреднения" необходимо уходить, как нельзя в медицине лечить пациента, не поставив вначале точный диагноз.
Юрий Дунин, руководитель компании "ДЮГиС" (Мурманск):
- Снизить потребление тепла в жилом фонде на 40 процентов - задача технически вполне реализуемая. Но практика показывает, что построенные дома в очень многих случаях не соответствуют обозначенным базовым показателям по расходу тепла. Потери идут через кровлю, плохо изолированные трубы, межпанельные стыки и некачественно установленные окна. Если в Европе соотношение удельного расхода тепловой энергии на один кубометр объема здания составляет 0,16-0,18, то в России - 0,5. Качество работы строителей должны контролировать органы архитектурно-строительного надзора, но здесь существует еще одна проблема: надзирающие органы не пользуются инструментальным методом контроля в ходе приемки многоквартирных домов в эксплуатацию. Например, строители смонтировали окна. Качество их установки следовало бы проверить с помощью тепловизоров, чтобы точно выяснить, насколько велики потери тепла, и составить акт. Но этого не делается. Был случай, когда в городе Полярном сдавался детский сад, и мы участвовали в его приемке. Тепловизионный контроль показал, что очень теплые трехкамерные стеклопакеты установлены некачественно, по их периметру "сквозило" сильно. В этом случае эффект от установки даже очень хороших окон будет невелик.