Четыре года назад руководитель мастерской "Тема" и театрального центра "РяДом" Светлана Ханжина организовала форум, который по условиям (бесплатно) и атмосфере (уютно и сытно) сразу нашел отклик у коллег из других регионов. Теперь на "сцену" заявляются до пяти десятков театров со всей страны. Отбор проходят самые смелые и оригинальные спектакли. Нынче в конкурсную и внеконкурсную программы попали десять коллективов из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Краснодара, Красноярска, Набережных Челнов… Впервые пробилась единственная постановка из глубинки - спектакль-шутка "КоньОk" по мотивам ершовского "Конька-Горбунка" от ребят из села Казанского Тюменской области. Председательствовал лауреат "Золотой маски", практик социального и инклюзивного театра Борис Павлович.
Изюминка фестиваля - лаборатория Марфы Горвиц "Когда мама была маленькой" для детей и родителей. За неделю до начала вместе с обычными тюменцами московский режиссер поставила и подарила центру "РяДом" полноценный спектакль. Отличная практика, позволяющая пополнять репертуар экспериментами мастеров из столицы. Наконец, главный козырь - после каждого показа фестивальной работы с оценками и комментариями к артистам нежного возраста выходили такие же зрители.
- Современный подростковый театр - поле для смелых решений, где актеры и зрители сосредоточенно ищут язык для разговора с детьми. А наш фестиваль - площадка, разрушающая представление молодежи о театре как о домике с колоннами, где показывают лишь "Трех поросят" и "Дюймовочку". Школьников цепляют разные темы - отношения с родителями, буллинг. Но и классика заходит: мастерская "Будильник" из Тюмени для исследования природы юношеской любви взяла сонеты Шекспира - интересный ход, - рассуждает Ханжина.
Конечно, юных подмастерьев волнует и траектория до исполненного желания. На эту тему с разных ступенек смотрят творческое объединение "СоБытие" из Екатеринбурга ("#ЯМыМечта" по пьесе Пулинович "Наташина мечта"), детско-юношеская студия "Камерный театр" из Москвы ("Синий лес" по мотивам книги Коваленковой "Мышонок, который там"). Ребята из мастерской "Этти дети" из Красноярска станцевали "Сказку о мечте" по мотивам произведения Сержио Бамбарена "Дельфин. Сказка о мечтателе". Пластическая постановка - непростой по исполнению жанр и в мире взрослых, а тут малышня "акробатничает" и произносит речи про то, что не надо бояться приключений и ошибок, - по-геройски, осознанно. Многие в персонажах с плавниками, то бойких, то трусливых, узнавали себя. Тема смелости как моторе жизни понятна даже стеснительным первоклашкам: взрослые ворчат на отпрысков: "Да займитесь вы делом", а если поиск нового и есть то самое дело?!
- Сравнение в искусстве - вещь странная, а фестиваль не констатация, что лучше, а что хуже. Когда нам со сцены дают не готовые ответы, а просят разобраться в проблеме вместе, значит, работа состоялась! - вывел формулу спектакля, бьющего в цель, Борис Павлович.
На этот раз максимальное число баллов (за педагогическую составляющую и художественную целостность, а также процент авторства от самих подростков) эксперты присудили монологу в лицах "Комната Рофла" класса-студии "Подмастерья" из Набережных Челнов - коллектив стал обладателем Гран-при. Третье место досталось "Сказке о мечте" мастерской "Этти дети", второе - спектаклю-исследованию детских игр "PLAY" школы "Дети.Театр" при театре Шардам из Краснодара, а первое - шутке "КоньOk". Получая награду, сельские ребятишки расплакались.
- Это наш первый опыт участия в фестивале такого масштаба. На высокий результат не надеялись - просто играли, как умели. Скорее всего, жюри оценило нашу искренность, - поделились представители скромного коллектива.
Первый камень у домика с колоннами положен. Дальше только в путь.