Еще более шокирующими для госдепартамента США прозвучали слова сына Нетаньяху о том, что американцы вмешались в дела еврейского государства, чтобы сместить его отца. Настолько демонстративного выноса мусора из избы в истории Израиля прежде не случалось. Последовавшие за этим уверения американского внешнеполитического ведомства, что сын Нетаньяху лжет, были опровергнуты СМИ.
Так, журнал Newsweek, сославшись на неназванного высокопоставленного израильского чиновника, сообщил, что Белый дом прежде "дважды пытался убрать Нетаньяху с его поста". "Они грубо вмешивались в прошлом. Клинтон пытался избавиться от Нетаньяху. Он сам признавал", - цитирует издание своего информатора.
Разжигание беспорядков, по мнению окружения Нетаньяху, осуществлялось через неправительственную, независимую и некоммерческую организацию "Движение за качество власти в Израиле". Отрицать, что эта структура получила грант из Вашингтона, в Белом доме сочли бессмысленным. Поэтому американские дипломаты сделали акцент на скромных, по их представлениям, выплатах, которые якобы предназначались для "поддержки образовательной программы в школах Иерусалима".
Нынешняя, вышедшая из-за кулис, конфронтация команды Байдена с официальным Тель-Авивом, опасна, в первую очередь, для самих Соединенных Штатов. Всплывающие один за другим факты того, как Вашингтон по-хозяйски бесцеремонно обращался с ближайшим союзником в ближневосточном регионе и как за спиной властей Израиля готовил государственный переворот - урок для многих стран "высоко ценящих доверительные отношения с Белым домом".
Такого рода знания, наверняка, пригодятся властям Грузии. Там все больше прозревают, к каким последствиям для суверенитета приводят объятия американских эмиссаров, если вовремя из них не выскользнуть. Нынешний канцлер Германии сделать этого не успел и, похоже, уже никогда не сможет вслух заявить о том, что принимает решения по воле народа…
Ответ на вопрос, чем Нетаньяху не угодил Белому дому, сегодня звучит из уст израильской оппозиции. Ее лидеры убеждают выходящих на улицы сторонников, что премьер Израиля использует судебную реформу для того, чтобы превратить страну во "вторую Турцию". О том, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган реализует независимую от Вашингтона политику, прежде всего, в интересах турецкого, а не американского народа, израильская оппозиция, разумеется, не вспоминает.
Спор о том, проводить или нет судебную реформу в Израиле, благодаря грубому вмешательству Белого дома перерос в нечто большее, чем дискуссия о месте и роли в стране верховного суда. Возможно, впервые за недолгую историю еврейского государства, его власти захотели хотя бы частично ограничить руководящую и направляющую роль американского гегемона. Что тому совершенно не понравилось. В среду президент США объявил, что не намерен приглашать Нетаньяху в Белый дом. Формально этот отказ будет действовать до установления гражданского мира в Израиле и прекращения протестов.
Однако в администрации, похоже, считают, что это произойдет не скоро. И не исключают, что в Белый дом приедет с визитом уже другой, более сговорчивый чем Нетаньяху, премьер. Однозначный сигнал Байдена, призывающий к смене власти в Израиле, был услышан оппозицией. Она обвинила Нетаньяху в "разрушении отношений с США, лучшим другом и важным союзником Тель-Авива".
В свою очередь глава израильского правительства постарался выбить "американский козырь" из рук противников. По словам Нетаньяху, он знает Байдена более 40 лет и считает союз Израиля и США нерушимым, "всегда преодолевающим случайные разногласия между странами". При этом за кадром осталась причина нынешних разногласий, а это ключевой вопрос для понимания возникшего в Израиле противостояния. И это отнюдь не только судебная реформа.
По мнению экспертов, реальным поводом, который заставил Белый дом инициировать смену власти в еврейском государстве, могла стать непримиримая позиция Нетаньяху в отношении ядерной программы Тегерана, его планы нанести упреждающий удар по иранским ядерным объектам. В то время, как Белый дом выступает против такого шага и якобы подталкивает израильские власти к соглашению с Ираном. В этом случае действительно резко повышается значение верховного суда, который может объявить неконституционными планы израильского правительства. Отсюда желание Нетаньяху поставить деятельность верховного суда под контроль.
Даже в том случае, если Белому дому не удастся отправить Нетаньяху в отставку, премьеру в обозримой перспективе будет не до военных действий. Тревожная ситуация внутри армии, когда министр обороны Израиля отказался по требованию Нетаньяху покинуть свой пост, а часть военнослужащих публично выступила против судебной реформы, заставляет главу правительства искать компромиссы. Возвращения отставленного министра обороны в кабинет требует и оппозиция, несмотря на то, что глава оборонного ведомства - член возглавляемой Нетаньяху партии "Ликуд".
Хитросплетения израильской политики с бесконечными увязками взаимоисключающих требований входящих в правящую коалицию партий заставят Нетаньяху временно отказаться от реформаторских планов, чтобы сохранить власть. Вопрос лишь в том оступится ли премьер в своих "двух шагах назад" или сумеет благополучно переждать "переломный момент" в политической карьере. В этом случае свою следующую попытку вернуть Израилю суверенитет Нетаньяху сможет предпринять уже при новом президенте Соединенных Штатов.