Как бороться с временными жильцами
Сдавать квартиру в посуточную аренду не запрещено, постановил Конституционный суд (КС). Но это не должно мешать соседям. Что делать жителям, если временные жильцы все же доставляют неудобства, рассказали эксперты.
Недавно Конституционный суд рассматривал жалобу предпринимателя из Пскова, которому суды по жалобам соседей запретили "оказывать гостиничные услуги": сдавать в краткосрочную аренду двухуровневые апартаменты в жилом доме. КС, однако, сказал, что краткосрочный наем жилых помещений не запрещен, но надо урегулировать этот вопрос в законодательстве. А судам нужно рассматривать такие вопросы индивидуально - создает ли краткосрочная аренда соседней квартиры неудобства для других жильцов и увеличивается ли эксплуатация мест общего пользования.
Многие жители и работники ЖКХ негативно относятся к временным арендаторам. Это действительно проблема, считает председатель правления ЖСК "Зодчий-6" (Москва) Нина Бут. Такие жильцы - временщики, они не берегут общее имущество. Учащаются, например, засоры канализации, поскольку туда бросают посторонние предметы. В доме была такая квартира, вспоминает она, пришлось договориться с собственником, чтобы сдал ее на длительный срок. "Хочу общим собранием закрепить решение, что собственники не имеют права сдавать квартиру посуточно", - говорит она.
Соседи постоянно жалуются на шум из таких квартир, так как в основном посуточно снимают жилье, чтобы отдохнуть, и нанимателей мало волнует, что постоянным жильцам завтра на работу, говорит председатель правления ТСЖ "Миллениум" (Ставропольский край, Невинномысск) Людмила Рыжикова. Арендаторы могут оставить мусор в подъезде, посторонние люди в доме - это небезопасно. ТСЖ пригрозило собственникам визитами полиции и налоговой. В итоге вместо десяти квартир посуточно теперь сдается лишь одна. "Но в соседнем доме несколько квартир было выкуплено одним собственником и организована частная гостиница. Уже два года идут суды", - добавляет она.
"Ничего сделать не можем, - рассказывает председатель правления "ТСЖ Коперник" (Новосибирск) Лилия Маякина. - Участковый не может никого найти, соседи недовольны - шумно. Заезжают какими-то бригадами на пару дней, что за люди - неизвестно, а в наше время это опасно. Беседы с хозяином бесполезны - он живет за городом, это его квартира, как хочет, так и использует".
Четкого определения - когда посуточная аренда квартиры перерастает в оказание гостиничных услуг - нет.
И такая аренда ложится дополнительными затратами на собственников и становится головной болью управляющей организации, говорит Никита Чулочников, президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН). Однако общее собрание собственников может установить общие правила проживания и использования общего имущества в конкретном доме.
С учетом сложившейся культуры проживания и взаимоотношений соседей, которые, с одной стороны, не будут ущемлять законные права наймодателя, а с другой - определят набор правил проживания, за нарушение которых арендодатель будет нести ответственность, считает Чулочников.
Несмотря на то, что собственник имеет право на распоряжение имуществом по своему усмотрению, КС указал, что могут быть ограничения, которые будут способствовать безопасному проживанию остальных собственников, говорит директор ассоциации НП "Национальный жилищный конгресс" Татьяна Вепрецкая. "Ведение предпринимательской деятельности с жилыми помещениями в многоквартирных домах должно регулироваться государством, - считает она. - В том числе должен быть уточнен для таких нанимателей режим тишины, правила поведения в снимаемых квартирах. Необходимо установить ответственность собственника в случае, если наниматели нанесли ущерб соседям, убытки общему имуществу. Нужен порядок взаимодействия собственника, осуществляющего деятельность по сдаче в найм жилого помещения с управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК".
Ограничивать права собственников по заключению договоров краткосрочного найма жилья в многоквартирных домах нужно не в Жилищном, а в Гражданском кодексе, считает независимый эксперт в сфере ЖКХ Павел Архангельский. Такие поправки возможны, если законодатель жилищные права постоянно проживающих в доме граждан и основное предназначение жилых помещений сочтет более важными, чем права на бизнес в многоквартирном доме.
Если соседям мешает сдача квартиры в краткосрочную аренду, им нужно фиксировать все случаи, когда наниматели создают неудобства, советует он. Во-первых, вызывать участкового. Он отвечает за дом и должен защищать права граждан, проживающих на его участке.
При нарушении прав соседей (например, при шуме по ночам) участковый должен составить протокол. Во-вторых, можно обращаться в госжилнадзор с просьбой зафиксировать нарушения норм жилищного законодательства. Его сотрудники обязаны провести внеплановую проверку, выявить факты нарушений, дать виновным лицам (наймодателям) предписания, от каких действий воздержаться, как устранить нарушения. Если, например, собственник квартиры сообщает посторонним код от домофона, то это угроза безопасности для жизни и жилища (блокировочное устройство превращается в муляж, который не препятствует доступу посторонних в подъезд). Это нарушение статьи 30 Жилищного кодекса и правил пользования жилыми помещениями. Стоит учитывать, что если наймодатель каждый раз сам открывает нанимателям дверь в подъезд, то нарушения нет, подчеркивает Архангельский.
"Если многочисленные наниматели значительно интенсивнее используют общее имущество (из-за них нужно чаще мыть фойе, лестницы, больше нагрузка на лифты), то почему за это должны платить собственники квартир? - рассуждает эксперт. - Ведь по обращениям собственников управляющая организация или ТСЖ будут вынуждены, например, увеличить штат уборщиц, чаще нанимать специалистов для обслуживания лифтов. А если не повысить расход средств на мытье полов и ремонт лифтов, то значительно ухудшится состояние общего имущества. Увеличение же расходов возможно только или за счет увеличения размера платы жителей на содержание дома, или за счет снижения качества других услуг и работ или вообще их невыполнения".
Накопленные протоколы и акты недовольные соседи могут использовать в суде как доказательства систематического нарушения их жилищных прав.
Критерии отличия краткосрочного найма от оказания гостиничных услуг можно сделать по признаку систематичности, считает Архангельский. Если собственник-бизнесмен систематически предоставляет квартиру за плату для проживания приезжих или для свиданий, то это оказание гостиничных услуг. "Систематичность можно обсуждать. Допустим, это более половины дней в году", - уточняет эксперт. Хотя наймодатель часть договоров найма может не показывать, и "более" уже не будет, добавляет он.
Между тем, участники рынка отмечают, что возможность возмущения жителей несколько преувеличена. "Из общения с профессиональными "посуточниками" мы знаем, что зачастую арендодатели боятся жалоб соседей на временных жильцов, - говорит Артем Кромочкин, руководитель направления краткосрочной аренды "Авито Недвижимости". - Однако на практике их опасения редко сбываются. Это происходит только в тех случаях, когда квартиросъемщики сами идут на конфликт или нарушают общественный порядок, например, шумят после положенного времени. Но если арендодатель знает, что соседи будут жаловаться на шум, он сразу устанавливает правило на сервисе бронирования - никаких вечеринок. По данным "Авито Недвижимости", только 3% арендодателей в России разрешают снимать квартиры для вечеринок".
Часто бывает, что постоянные жильцы опасаются посторонних и не хотят видеть их в доме. Однако не стоит забывать, что каждый имеет право распоряжаться квартирой как хочет, в том числе и сдавать ее в аренду посуточно, подчеркивает Кромочкин. Опытные арендодатели советуют заранее предупреждать соседей о том, что квартира сдается посуточно, и оставлять им номер телефона на случай непредвиденных обстоятельств. Это делает отношения более прозрачными и снижает вероятность прямого конфликта соседей с гостями. Бывают и более неприятные истории - например, затопление соседних квартир. Но на этот случай есть страхование жилья на время проживания гостя, этот факт, по мнению Кромочкина, также можно использовать в коммуникации с негативно настроенными соседями.