Многочисленная делегация прибыла в полдень на КамАЗах с бронекапсулами под охраной Росгвардии. Рафаэль Гросси был сдержан, на глаза низко надвинута кепка, закрывшая тенью половину лица. Стоит подчеркнуть, что, в отличие от первого его визита, когда киевский режим предпринял попытку крупной провокации - тогда в трех километрах от станции, на побережье Каховского водохранилища, была осуществлена высадка диверсионных групп численностью до 60 человек, нынешняя встреча прошла без инцидентов.
За несколько часов директор ЗАЭС и представитель "Росэнергоатома" показали Рафаэлю Гросси масло-дизельное хозяйство и азотно-кислородную станцию, где организованы восстановительные работы после попадания в них 155-миллиметровых натовских снарядов.
Делегация также осмотрела место последнего массового артиллерийского обстрела ВСУ, он произошел утром 20 ноября прошлого года. В результате взрывов были повреждены крыша и выбиты стекла в спецкорпусе № 2, пострадали трубопроводы брызгальных бассейнов, эстакады энергоблока № 5 и резервуары с особо чистой водой. Во всех этих местах сотрудники установили прочные конструкции, создающие сооружениям щит от разрушительной силы осколков.
Запорожская АЭС - крупнейшая атомная электростанция в Европе, которая включает шесть водо-водяных энергетических реакторов (ВВЭР-1000), сухое хранилище отработанного ядерного топлива из 173 бетонных контейнеров и примыкающий город Энергодар. По словам присутствовавших специалистов, до СВО станция обеспечивала около четверти потребления электроэнергии Украины, поставляла ресурсы в ряд европейских государств. Сейчас в условиях агрессивных и опасных провокаций со стороны ВСУ ее работа полностью приостановлена. Как рассказал советник гендиректора концерна "Росэнергоатом" Ренат Карчаа, только два из шести реакторов сейчас работают в режиме горячего останова (то есть подкритическом), энергия в таких условиях не вырабатывается, только тепло, направляемое на внутреннее потребление и целый ряд технологических узлов.
Острая проблема заключается в том, что Запорожская станция питается по ЛЭП, расположенной на территории Украины. Враждующая сторона этим фактором частенько пользуется и обесточивает ее. Для подстраховки на станции запустили генераторы, но и они не стали абсолютным решением, так как время от времени подвергаются обстрелам - специально для них подготовили укрытия.
- К сожалению, украинцы используют зависимость станции от Днепровской ЛЭП как предмет для шантажа, - отмечает Ренат Карчаа. - Невозможно говорить о ядерной безопасности, когда глава концерна с украинской стороны Петр Котин не просто допускает возможность силовой акции в отношении ЗАЭС, но и, по сути, приветствует ее. Мы готовы к переговорам, но я никогда не смогу признать договор без раздела ответственности сторон, где каждый четко осознает последствия в случае невыполнения взятых на себя обязательств. К сожалению, Украина очень не любит их соблюдать, яркий тому пример Минские соглашения о сокращении огня на территориях ДНР и ЛНР. Что касается обвинений в присутствии на территории станции тяжелого вооружения, то я здесь нахожусь с начала июля и ответственно заявляю, что никогда российской наступательной техники здесь не было.
Единственными представителями Вооруженных Сил России являются расставленные по периметру три станции радиационной и химической разведки на базе бронетранспортеров. Их тоже представили делегации. Машины полностью организованы под задачи мониторинга радиационного фона и по факту являются передвижными лабораториями: на борту никаких пулеметов, только необходимые измерительные приборы радиоактивных веществ.
- Мой отряд прибыл сюда по указанию начальников Генерального штаба и войск РХБЗ Вооруженных Сил России, - рассказал командир отряда по ликвидации ЧС с позывным Ликвидатор. - Мы отвечаем за выполнение мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, а также выполнение первичных мероприятий при ликвидации аварий на ЗАЭС. Отряд способен обеспечить эвакуацию персонала несколькими маршрутами, дезактивацию сооружений и при необходимости санитарную обработку техники.
Своего рода промежуточным итогом первого дня стала короткая пресс-конференция участников встречи. Гендиректор МАГАТЭ заявил, что необходимы меры по защите станции от огневых атак, так как "ситуация не улучшается - военные действия вокруг этой территории усиливаются".
- С этой целью я тесно взаимодействую с Москвой и Киевом, и если ранее предполагалось создать защитную зону вокруг станции, то теперь упор будет сделан на локальные мероприятия, - подчеркнул он в разговоре с журналистами. И добавил, что атомная станция не должна подвергаться атакам при любых обстоятельствах, быть военной целью, также ее территория не должна использоваться для атак и в другую сторону.
Важный акцент на встрече был сделан на вопросах безопасности сотрудников ЗАЭС. По словам Рената Карчаа, специалисты сейчас работают в условиях сильного психологического давления, получая многочисленные угрозы от украинцев в соцсетях о физической расправе. Угнетенное душевное состояние тоже создает значительные риски в ядерной отрасли, он выразил надежду, что МАГАТЭ отреагирует на эти факты запугивания.
Также в ходе конференции журналисты интересовались, существует ли опасность в вынужденном ограничении режима работы станции, как долго она может функционировать в подобном состоянии. Директор ЗАЭС Юрий Черничук заверил, что все нормативные требования по обеспечению безопасности выполняются и каких-либо временных ограничений в такой работе нет.