Торговые центры предложат новые услуги

За минувший год посещаемость торговых центров снизилась на четверть. Такие данные приводит в своем исследовании Focus Technologies. В период с января по ноябрь 2022 года количество посетителей на одну тысячу квадратных метров площадей в крупнейших ТЦ Москвы и Подмосковья снизилось на 25 процентов относительно 2021 года.
Людей в торговых центрах становится меньше, в том числе из-за привычки покупать онлайн.
Людей в торговых центрах становится меньше, в том числе из-за привычки покупать онлайн. / РИА Новости

Людей в торговых центрах становится меньше по нескольким причинам. Это и уход западных брендов, и снижение доходов населения, и сформировавшаяся в пандемию привычка покупать онлайн.

"Сейчас часто крупные торговые центры напоминают галереи, где человек может посмотреть товары, а заказывать их же он отправляется в интернет, - говорит директор агентства коммерческой недвижимости Filipov Capital Артем Филипов. - Кроме того, темп жизни современных людей заметно ускорился и тратить целый выходной на неспешные прогулки по моллам уже никто не хочет".

Снижение трафика посетителей, а вместе с этим и падение доходов заставляет торговые центры меняться. Эксперты уверены: те площадки, которые смогут предложить посетителям что-то уникальное, то, что невозможно получить в онлайн-ретейле или где-то еще, останутся на плаву. Остальных ждет банкротство. Многие ТЦ это понимают, поэтому приглашают тех арендаторов, которые не представлены на популярных маркетплейсах.

"Сегодня основной запрос посетителей торговых центров - это новые торговые марки, не раскрученные в интернете, дающие ощущение эксклюзивности покупки, - поясняет консультант по ТЦ, президент компании Magic Group, создатель универмагов российских дизайнеров SLAVA Александр Перемятов. - По этому пути уже более пяти лет идут азиатские площадки. Та же Корея активно использует преимущества локальных брендов, устраивая целые кластеры внутри ТЦ. Например, в одном из самых популярных торговых центров Сеула я насчитал более ста магазинов локальных брендов. Это мелкие ремесленники, производящие уникальные товары и услуги. Даже 30 процентов продуктовых товаров предлагаются в такой концепции".

Посетители торговых центров хотят увидеть уникальные товары, которых нет в онлайн-ретейле

Эксперты уверены, что через пару лет что-то похожее мы увидим и в России, прежде всего в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург.

Однако трансформация торговых центров не ограничивается лишь предложением уникальных товаров. Впечатления - вот еще один весомый якорь, который будет удерживать посетителей ТЦ.

"Еще до пандемии очевидным стал запрос на эмоцию, а не просто на покупку, запрос на необходимость новых торговых объектов, выполняющих функцию дополнительной социализации и комфортной среды, - отмечает Александр Перемятов. - Однако медвежью услугу всем торговым центрам оказали города, успешно развивающие общественные зоны: катки, парки, места для отдыха с большим количеством активностей. Такие пространства предлагают лучшую альтернативу ТЦ, а зачастую еще и удовлетворяют многие покупательские потребности, например, в еде и развлечениях. Даже благополучным торговым центрам с хорошим пулом арендаторов рядом с такими точками притяжения выживать все сложнее".

Так или иначе помимо привычных для ТЦ развлечений появятся принципиально новые. Трансформируется и детское развлекательное направление.

"Детская развлекательная составляющая начинает качественно меняться, смещаясь в сторону развивающего направления, - отмечает руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU Полина Фиофилова. - К нему я бы причислила также и VR-направление. Плюсом таких активностей можно назвать то, что им не нужны большие площади. Также появляются музеи различных форматов. Например, в одном из торговых центров Петербурга работает музей ретроавтомобилей".

Изменятся и привычные фуд-корты, трансформируясь в полноценные кафе и рестораны или объединенные пространства, но в которых посетители смогут проводить с комфортом достаточное количество времени.

"Новым трендом являются фуд-холлы, - отмечает Полина Фиофилова. - Основное отличие нового формата заключается в том, что здесь люди хотят сидеть долго, а в фуд-корте ставка делалась на быстрый перекус".

Впрочем, эксперты не считают, что торговые центры превратятся из "больших магазинов" в сплошь креативные пространства с развлечениями и коворкингами. Трансформация все равно не исключит главной составляющей всех ТЦ - территории покупок.

"Как говорится, играй, но не заигрывайся, - отмечает Александр Перемятов. - Никогда развлекательные концепции не позволят заработать с торгового метра столько же, сколько ретейл. Тут очень важен баланс и верный выбор целевой аудитории".