Дмитрий Куюлович, в Сахалинской области ежегодно сдается до полумиллиона квадратных метров жилья. По меркам Дальнего Востока цифра очень солидная. Велика ли в этом доля группы компаний "ЛИГО"?
Дмитрий Ли: Наша компания уже застолбила место на строительном рынке. Но объем сданных квадратных метров - далеко не главный показатель, на который мы ориентируемся. Есть гораздо более важные вещи. Миссия группы компаний "ЛИГО" напрямую связана с развитием Сахалина и Курил: мы делаем жизнь на островах уютной, интересной и разнообразной. Вот из этого и нужно исходить. Я родился на Сахалине, мне нравится жить здесь и делать все возможное, чтобы наши острова с каждым днем становились все лучше.
Как вам это удается?
Дмитрий Ли: Мы новаторы строительной отрасли региона. Предлагаем и выводим на рынок продукты, каких здесь еще не было. Преобразуем пространства и территории. Создаем городские оазисы из объектов, которые сами проектируем и строим. Они становятся глотком свежего воздуха в городской монотонности.
Когда мы только начинали, мы не были уверены, что наш проект ЖК "Малиновка" найдет своего клиента. Но люди его оценили. Мы сотрудничаем с ведущими архитектурными бюро. Если хочешь получить отличный продукт, то он должен быть продуман до мелочей - от планировочных решений до пешеходных дорожек во дворе.
Мы подняли планку, и конкуренция увеличилась. На Сахалине не только появляются здания красивой архитектуры, но и меняются дворы, прилегающая территория. Сегодня при строительстве жилья большинство застройщиков уже повсеместно применяют комплексные подходы и решения в строительстве и благоустройстве. Мы работаем в тесном взаимодействии с возможными стейкхолдерами, городскими и региональными властями, получаем обратную связь от горожан, поэтому есть результат.
Помимо девелопмента, проектирования, строительства вы занимаетесь обслуживанием объектов, управлением и эксплуатацией недвижимости. В вашей группе компаний есть еще сервисная компания "ЛИГО". Почему все это нельзя, например, отдать в чужие руки?
Дмитрий Ли: Сдали и забыли - это не про нас. Сервисная компания - это часть девелопмента. Именно она характеризует застройщика как ответственного и открытого к своим клиентам. После заселения наступает момент истины. Что человек получает за огромную сумму, потраченную на жилье? Нужно, чтобы у него были положительные эмоции от проживания в новом доме. И мы этого добиваемся. С каждым годом индекс NPS, который показывает уровень удовлетворенности и лояльности клиентов, в наших жилищных комплексах растет. Я знаю, что в других крупных компаниях гордятся 60 процентами. Это очень солидный показатель. Но в прошлом году по результатам опросов жильцов двух наших ЖК индекс NPS оказался 89 и 92 процента! При этом один комплекс был сдан пять лет назад, а другой - два года.
Знаете, в чем секрет? Благополучие проживания людей закладывается изначально, еще на стадии проектирования ЖК. Ведь всегда перед девелопером стоит выбор: ты хочешь добиться максимальной прибыли или сделать жизнь людей благополучнее? Мы предлагаем клиентам продуманный сценарий будущего на много лет - как им жить после переезда, чем заниматься после того как вырастут их дети. Безопасность, транспортная доступность, социальная инфраструктура. Забота о клиенте - одна из ключевых ценностей нашей компании. Решение всегда принимаем исходя из нее, поэтому и трудностей выбора нет.
В Сахалинской области только ваша компания занимается индустриальным домостроением. Как и почему вы к этому пришли?
Дмитрий Ли: В советское время на Сахалине было несколько крупных домостроительных комбинатов - градообразующих предприятий, кстати. В 1990-е все развалились. Спустя почти 30 лет мы возродили индустриальное домостроение на острове. В 2021 году мы запустили первую очередь завода ЖБИ.
Индустриальное домостроение в двух словах - это максимальная префабрикация изделий на заводе и их сборка на строительной площадке, благодаря чему улучшается качество строительства, уменьшаются его сроки, снижается себестоимость. Это совершенно иной подход, другая организация процессов, требующая высокой синхронизации работы проектного бюро, завода и стройки.
Мы поставили задачу вывести на строительный рынок области новые продукты на основе современных технологий. Сегодня, например, можем предложить готовые домокомплекты в трехслойных панелях для индивидуального жилищного строительства. Всего неделя на производство, еще одна - на сборку. Изделия будут с фасадом, утеплителем и отделкой "white box". Сейчас идет поиск земельного участка для строительства коттеджного поселка. Также ведем проектирование социальных объектов по этим технологиям - первым будет детсад. Индустриальное домостроение развивается. Уже готов проект второй очереди ДСК, а всего их будет три.
Легко ли сегодня на Сахалине работается девелоперам?
Дмитрий Ли: Переломной точкой стало начало 2022 года. До этого жилье буквально "отгружали". Но все изменилось - сегодня цены достигли верхнего предела, клиент больше уже не заплатит. Идет борьба за него, за выживание строительных компаний.
Мы ищем и находим дополнительные возможности для снижения себестоимости строительства. Оптимизируем бизнес-процессы. Внедряем цифровизацию в производство, управленческий учет. В прошлом году группа компаний "ЛИГО" получила звание "Предприятие - лидер по увеличению выработки Сахалинской области". С 2020 года мы участвуем в национальном проекте "Производительность труда и поддержка занятости", куда попали только со второй попытки. За полгода устранили все недочеты и достигли своей цели. Главное, чего мы добились благодаря нацпроекту, - изменили мышление, подход к процессам.
Расскажите о строящихся объектах.
Дмитрий Ли: Недавно завершили строительство детской школы искусств и физкультурно-оздоровительного комплекса в городе Анива на юге Сахалина. Мы проектировали этот объект "под ключ" - даже мебель выбирали и заказывали. Скоро будет торжественное открытие.
Сегодня продолжаем строительство двух крупных ЖК. Один из них - "Большая Полянка" в Новом Дальнем. Это целый микрорайон на 7,5 тысячи жителей с детским садом, школой и плейхабом для игр и занятий спортом, пешеходной аллеей и новой городской площадью. Второй - ЖК "Верба" в Ново-Александровске с собственным детским садом.
Ваша компания известна еще и социальной деятельностью, благотворительностью. Насколько это важно для вас?
Дмитрий Ли: Мы занимаемся этим, потому что делиться теплом и добротой с теми, кто особенно нуждается в помощи и заботе, - очень нужное и важное дело. Есть люди, которые отвечают в компании за это направление. Например, помогаем социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних "Улыбка" в Красногорске. Накануне Нового года возили ребят в Южно-Сахалинск в самый большой на Дальнем Востоке аквапарк. Столько эмоций!
Поделитесь планами группы компаний "ЛИГО".
Дмитрий Ли: У нас немало идей и проектов, которые сделают жизнь лучше. Есть, например, проект создания креативного кластера в Южно-Сахалинске. Такое место необходимо каждому городу. Здесь рождаются таланты, обретают силу начинающие творческие предприниматели. Это бизнес-история. Для нас это важный проект, хотя он и не высокомаржинальный. Важный, исходя из нашей миссии, о которой я вам рассказал.