В 2022-м США пережили особенно болезненный год, поскольку сообщества боролись с растущими последствиями климатического кризиса, а 18 крупных стихийных бедствий сеяли хаос по всей стране на фоне растущих выбросов, вызывающих нагревание планеты. Между тем в 2023 года в Америке уже произошло около 15 резонансных железнодорожных крушений со сходом поездов с рельс. При этом в вагонах перевозились опасные материалы.
Очередная железнодорожная авария в США случилась в среду в штате Миннесота. Как сообщает CNN, сошел с рельсов и загорелся поезд, который перевозил, в том числе, спирт этанол. Власти заявили, что обошлось без пострадавших, ущерба окружающей среде нет, а жителей близлежащих домов эвакуировали. За день до этого, по иронии судьбы, на реке Огайо произошло крушение баржи, которая перевозила ядовитый спирт - метанол. Баржа была частью группы из 10 судов, которые оторвались от буксира около 2 часов ночи после того, как он столкнулся с мостом на входе в Портлендский канал. И вновь власти, словно используя одну и ту же заготовку на случай таких ЧП, оперативно заявили о том, что обошлось без пострадавших, и "ущерба окружающей среде нанесено не было". Еще сутками ранее с рельсов сошёл состав с опасными материалами в Северной Дакоте.
Железнодорожная грузовая отрасль Соединенных Штатов находится под пристальным вниманием общественности после экологической катастрофы в штате Огайо 3 февраля, когда в катастрофу попал грузовой состав компании Norfolk Southern со 150 вагонами, перевозивший токсичные химические вещества. 38 вагонов сошли с рельсов в городе Восточная Палестина в результате того, что, как позже определили следователи, было механической неисправностью. 10 из них перевозили опасные материалы по пересеченной местности.
К счастью, никто не пострадал, но более 2000 жителей Восточной Палестины из примерно 4800 пришлось временно эвакуировать из этого района из-за проблем со здоровьем, вызванных разливом химикатов, сообщает британская Independent. В рамках операции по очистке пять цистерн, содержащих винилхлорид - соединение, используемое для изготовления пластиковых труб, проводов, покрытия кабелей, автомобильных деталей и упаковки, которое может вызывать рак, - пришлось взломать аварийным бригадам. Вещество слили в выкопанную траншею и провели контролируемый поджог, чтобы предотвратить взрыв, в результате чего в атмосферу взметнулись ядовитые черные облака.
Эвакуированным жителям было разрешено вернуться домой после того, как Агентство по охране окружающей среды и Департамент природных ресурсов Огайо, проводившие мониторинг загрязнителей воздуха и воды после аварии, сообщили, что обнаруженные уровни недостаточно значительны, чтобы вызвать длительное воздействие на здоровье. Но это не сильно успокоило местных жителей, некоторые из которых, тем не менее, сообщили о таких симптомах, как насморк, боль в горле и головные боли после стихийного бедствия, в то время как около 3500 рыб были найдены мертвыми в окружающих водах.
По данным Newsweek, авария была даже не первой, произошедшей в штате Огайо в этом году, еще одно крушение произошло 19 января между Тринуэй и Адамс-Милл. Поезд Центральной железной дороги Огайо, состоящий из 97 вагонов и протянувшийся на целых два километра, по непонятной причине, соскользнул с рельсов, хотя в то время они были пустыми, поэтому утечки груза не было, и никто не пострадал. И понятно, что об этом мало сообщали американские СМИ.
После инцидента в Восточной Палестине в том же штате произошло еще одно крушение с участием той же компании Norfolk Southern.
Выступая на канале ABC This Week на следующее утро, сенатор штата Шеррод Браун сказал, что новый инцидент ясно показывает, что "жадность и некомпетентность железнодорожных компаний всегда важнее" безопасности.
Еще к середине февраля Newsweek насчитал не менее трех катастроф только в Южной Каролине уже в этом году - около Лейк-Сити 9 января, возле Лориса 21 января и еще один возле Энори 12 февраля. Кроме того, два ЧП на железной дороге произошли в сельской местности Калифорнии, по одному в мегаполисах Детройт и Филадельфия, а также в Алабаме, Аляске, Луизиане и Техасе. Грузовой поезд Union Pacific сошел с рельсов в Гётеборге в штате Небраска 21 февраля, катастрофа последовала за тремя в том же районе с участием угольных поездов в 2022 году.
Железнодорожные аварии, в последние два десятилетия на самом деле довольно распространены в США, хотя последствия редко бывают столь драматичными. Бюро транспортной статистики зарегистрировало 54 539 сходов поездов с рельсов в период с 1990 по 2021 год, в среднем 1704 случая в год. Уровень смертности от таких инцидентов низок, в среднем всего четыре смерти в год за тот же период. Любопытно, что согласно федеральным данным, с конца 1970-х количество сходов с рельсов сократилось более чем на три четверти. Только в 1978 году в США произошло 8763 схода с рельсов, в результате которых погиб 41 человек.
Но именно инцидент в Восточной Палестине пролил новый свет на железнодорожный сектор Америки, о котором не очень охотно сообщалось официальными лицами, но который вызвал бурю комментариев, в том числе с визитом на место катастрофы Дональда Трампа и привел к резкой критике компании Norfolk Southern и федерального правительства. Хотя Ян Джеффрис, глава торговой группы Ассоциации американских железных дорог, попытался заверить общественность в безопасности химических грузов, настаивая на том, что 99,9 процентов всех грузов с опасными материалами доходят до места назначения в целости и сохранности.
Стивен Дитмейер, бывший высокопоставленный чиновник Федерального управления железных дорог (FRA), сообщил новостному агентству The Lever, что серьезность аварии могла быть усугублена отсутствием пневматических тормозов с электронным управлением (ECP).
Бывший президент США Барак Обама принял закон, обязывающий поезда, перевозящие опасные и легковоспламеняющиеся материалы, иметь тормоза ECP, но этот приказ был отменен в 2017 году из-за нападок администрации Трампа на "бюрократическую волокиту". Национальный совет по безопасности на транспорте подтвердил, что поезда, сошедшие с рельсов в Восточной Палестине, не были оборудованы тормозами ECP.
Тем временем профсоюз железнодорожников утверждал в The New Republic, что свою роль могла сыграть практика управления, принятая железнодорожными компаниями под названием Precision Scheduled Railroading, которая организует планирование грузовых перевозок на основе отдельных вагонов, а не с учетом баланса поезда в целом. И она может способствовать будущим авариям, отодвигая на второй план вопросы безопасности.
Между тем в 2022 году в США произошло более 1000 сходов с рельсов поездов. По данным Федерального управления железных дорог, в прошлом году в стране произошло не менее 1164 сходов поездов с рельсов. Это означает, что в Америке в среднем происходит около трех сходов с рельсов в день. "Тем не менее, мы не слышим ни слева, ни справа о сходах с рельсов в разных местах по всей стране, и главная причина этого в том, что они на самом деле не являются крупным событием", - сказал NPR Мехди Ахмадиан, профессор машиностроения в Технологическом институте Вирджинии. Лидеры отрасли говорят, что большинство сходов с рельсов происходит в пределах железнодорожных станций, и предполагают, что поезда безопаснее, чем другие виды транспорта, такие как автомобиль. Согласно федеральным данным, в прошлом году в результате крушения поездов шестнадцать человек пострадали, и один человек погиб. Человеческая ошибка была основной причиной схода с рельсов в 2022 году, а дефекты пути были второй по распространенности причиной схода поездов с рельсов. Во многие предыдущие годы дефекты гусениц были наиболее частой причиной.
По словам Ахмадяна, рельсы также могут сломаться и привести к тому, что колеса вагонов сойдут с них, или оси колес поезда могут со временем выйти из строя просто из-за больших нагрузок и высоких скоростей, связанных с современным движением поездов.