31.03.2023 08:30
    Поделиться

    COVID-19 остается серьезной угрозой для уязвимых групп пациентов

    11 марта 2023 года исполнилось три года с момента объявления ВОЗ пандемии новой коронавирусной инфекции. Но недавно гендиректор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Гебрейсус выразил надежду на то, что пандемия может закончиться уже в 2023 году. COVID-19 нанес тяжелейший вред обществу, но сегодня он уже не представляет прежнюю опасность и может перейти в разряд сезонных заболеваний по аналогии с гриппом. Тем не менее, вирус все еще существует и представляет серьезную опасность, в первую очередь - для уязвимых пациентов, страдающих тяжелыми и хроническими заболеваниями.

    "Иммунодефицит провоцирует повышенный риск инфекционных осложнений, в том числе высокий риск тяжелого течения заболеваний, - говорит Ольга Алешина, к.м.н., с.н.с., заведующий отделением гематологии и химиотерапии острых лейкозов и лимфом ФГБУ "НМИЦ гематологии" Минздрава России. - Поэтому, например, для онкопациентов инфекции являются одной из лидирующих причин летальности. Это мы наблюдали в период пандемии COVID-19 при сравнении данной группы пациентов с общей популяцией".

    Помимо пациентов с онко- и онкогематологическими заболеваниями, к группе риска относятся люди, перенесшие трансплантацию органов, пациенты на заместительной почечной терапии (ЗПТ), с аутоиммунными заболеваниями, принимающие иммуносупрессивную терапию, пациенты с первичным иммунодефицитом и т.д. Всего их насчитывается около миллиона человек. Также COVID-19 представляет серьезную опасность для пациентов с тяжелыми хроническими заболеваниями, такими как сахарный диабет и сердечно-сосудистые заболевания.

    По данным Росстата, в России за 2021 год умерли 517,8 тысячи человек с COVID-19. Это в 3,2 раза больше, чем в первый год пандемии.

    "Среди всех пациентов с COVID-19 летальность составляла менее 1-2%, - говорит Алешина. - Но среди онкопациентов и некоторых групп пациентов с тяжелыми иммунодефицитами летальность могла достигать 30-40% при определенных состояниях".

    Ученые еще по итогам 2020 года отмечали, что сердечно-сосудистые заболевания увеличивают риск летальных исходов при COVID-19 (при хронической сердечной недостаточности (ХСН) - в 6,7 раза, ишемической болезни сердца (ИБС) - в 3,8 раза, аритмии - в 2,8 раза, артериальной гипертензии (АГ) - в 2,6 раза). А результаты первого общероссийского исследования эпидемиологии COVID-19 среди больных на заместительной почечной терапии (ЗПТ) подтвердили главные мировые тенденции: распространенность COVID-19 среди больных на ЗПТ почти в 7 раз превышает показатель в общей популяции страны. Смертность больных на ЗПТ, связанная с COVID-19, 15-кратно превышающая общепопуляционную.

    "Особенно в начале пандемии среди диализных пациентов смертность была значительно выше, чем у обычных пациентов, - говорит Галина Горецкая, заместитель председателя правления Межрегиональной общественной организации нефрологических пациентов "НЕФРО-ЛИГА". - Из-за того, что они проходят процедуры в помещении, где находятся другие пациенты и медперсонал, вероятность заразиться у них была намного больше, чем у людей, которые могли оставаться дома".

    Уязвимым категориям пациентов специалисты по-прежнему рекомендуют защищать себя от коронавируса. Какой-то уровень коллективного иммунитета достигнут, но из-за снятия ограничений снизилась востребованность вакцинации, а статистику о ней перестали публиковать. Есть и другая проблема: у пациентов с иммуносупрессиями не всегда вырабатываются антитела в ответ на вакцинацию. В ряде исследований, проведенных в Европе, Северной Америке и Израиле, было показано, что первая доза вакцины против COVID-19 вызывает слабую серологическую реакцию и у пациентов с онкогематологическими заболеваниями, и у пациентов с солидными злокачественными опухолями. Это означает, что для таких пациентов вакцинация может быть неэффективна, и нужно искать другие варианты защиты.

    "Здесь важно говорить о пассивной иммунизации моноклональными антителами именно в той группе пациентов, где вакцинация не эффективна, - считает Алешина. - Это группа пациентов с иммунодефицитами, у которых антитела на вакцину могут не появиться". Одной из новинок стали моноклональные антитела - готовые антитела для иммунитета, которые пациенту не нужно формировать. По словам Алешиной, они как минимум полгода работают и могут защищать пациента.

    Моноклональные антитела производят многие фармкомпании. Так, на слуху была информация о комбинации моноклональных антител касиривимаба и имдевимаба, разработанной фармкомпанией Regeneron. Параллельно с этим управление по санитарному надзору и качеству пищевых продуктов и медикаментов США разрешил экстренное использование комбинации моноклональных антител бамланивимаба и этесевимаба. В России также ведутся подобные исследования, например, НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи.

    В 2022 году в России была зарегистрирована первая комбинация моноклональных антител тиксагевимаба и цилгавимаба "Эвушелд" для профилактики и лечения COVID-19 производства компании AstraZeneca. Препарат включен во временные методические рекомендации Минздрава РФ по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции. По данным Госреестра лекарственных средств (ГРЛС), было закуплено более ста тысяч упаковок...

    "В прошлом году Минздрав закупил препараты [на основе моноклональных антител], но обеспечение регионов было очень неравномерным, - говорит Горецкая. - Некоторые регионы получили большое количество препарата, а в некоторых пациентам приходилось буквально искать их по всему городу".

    Несмотря на "турбулентность", в прошлом году такие препараты были доступны, но в этом году начали поступать тревожные сигналы. "Информации о том, что в регионах имеются препараты для профилактики и иммунизации, практически нет, - продолжает Горецкая. - Непонятно, куда обратиться пациенту, как это сделать". В свою очередь отсутствие возможности для иммунизации создает определенную угрозу для уязвимых пациентов, поскольку ковид никуда не ушел.

    "Необходимо для людей с хроническими заболеваниями, сниженным иммунитетом, среди которых есть люди с трансплантированными органами и пациенты диализа, предусмотреть возможность получения необходимых препаратов для специфической профилактики инфекции", - резюмирует Галина Горецкая.

    Поделиться