Когнитивное искажение заставляет людей слишком сильно ценить то, чем они обладают. И чем больше они в него вложили (сил, денег, эмоций, времени), тем сложнее от этого отказаться.
Так, бизнесмены могут не закрывать убыточные проекты, надеясь, что они все же выстрелят. Или продолжать инвестировать в идею, которая обречена на провал.
Эффект владения мешает объективно и трезво оценить ситуацию и положение дел. А время уходит, и петля на шее затягивается все туже. Предприниматель может даже взять на себя запредельную кредитную нагрузку, навредив другим успешным проектам или бизнесам, если их несколько.
Помочь выйти из петли эффекта владения может оценка ситуации со стороны. Можно нанять специалиста, который сделает подробный отчёт и разложит все по полочкам. Мнение стороннего эксперта позволит взглянуть на бизнес под другим углом и отказаться от балласта.
Следование за большинством называют "стадное чувство". Эффект выражается в выборе более популярного варианта. В бизнесе это опасно потерей самоидентификации, своих целей. Это происходит из-за боязни, что большинство не примет нас и наши идеи из-за инакомыслия. Из-за этого могут умирать отличные бизнес-проекты, которые не решились воплотить и выпустить на рынок.
Другой вариант: предприниматель увидел новый тренд - бизнесмены возвращают сотрудников в офисы и отказываются от "удаленки". Тогда руководитель тоже решил вернуть подчиненных в офис, хотя ему это совсем не выгодно: нужно арендовать помещение больше, покупать дополнительную оргтехнику. Но раз все так делают, значит это "правильно". И не имеет значения, что качество работы сотрудников его абсолютно устраивало и в дистанционном формате.
Но эффект подражания можно использовать и во благо. Во-первых, стоит жёстко фильтровать информацию извне и рассматривать её через призму собственного бизнеса.
Во-вторых, можно внедрять эффект подражания и в коллективе. Так, со временем сотрудники начинают неосознанно копировать руководителя. Если тот вежлив, четко формулирует задачи и сроки выполнения, а также стремится обучаться новому, несмотря на статус, то с большой вероятностью его подчинённые будут перенимать эти черты. Конечно, это работает и наоборот - коллектив может копировать негатив. Поэтому лучший вариант - стать хорошим личным примером.
Такое искажение заставляет бизнесмена думать, что коллеги понимают его практически без слов. Например, предприниматель может ошибочно полагать, что подчинённые и так понимают задачу, - достаточно только наметить им желаемый результат. Но, как правило, это не так.
При постановке новых задач необходимо обсуждать план действий, конкретные шаги и механизм работы. Для этого стоит устраивать совещания (пусть и в режиме онлайн) на протяжении всего маршрута проекта.
Эффект проявляется так: в поиске решения или ответа мозг цепляется за информацию, которую получил первой. Человек потом часто неосознанно подгоняет всю последующую информацию под первую, сравнивая.
В новых условиях такое когнитивное искажение может сильно мешать бизнесменам и лишать их объективности.
Например, решив выбрать партнера, предприниматель начинает склоняться к компании, которую нашёл первой, несмотря на то, что условия можно найти и лучше. Но мозг уже сделал информацию "якорной".
Для преодоления искажения необходимо отключать эмоции и трезво оценивать ситуацию. Следует проверять информацию в нескольких разных источниках.
Можно выделить общие правила для борьбы с когнитивными искажениями. Принимая важное решение, бизнесмену стоит задать себе ряд вопросов.
1. Влияет ли что-то или кто-то на моё решение?
2. Какие контраргументы можно привести? Насколько они объективны?
3. Можно ли в данной ситуации обратиться к специалисту со стороны, чтобы получить более объективную оценку? Буду ли я доверять мнению специалиста?
4. Я принимаю решение, смотря на ситуацию через призму собственного бизнеса?
5. Что я получу, приняв решение?
6. Проверил ли я полученную информацию в нескольких разных источниках?
Ответы помогут спокойно, взвешенно принять нужное решение, избежав попадания в ловушки мозга - когнитивные искажения.