31.03.2023 13:10
Поделиться

Премьера "Новой оперы" объединит Чайковского с фон Цемлинским

Театр Новая Опера имени Евгения Колобова готовится к третьей премьере сезона - спектаклю "Иоланта / Карлик".
Музыкальный руководитель и дирижер Карен Дургарян.
Музыкальный руководитель и дирижер Карен Дургарян. / Пресс-служба "Новой оперы"

В ней объединены две одноактные оперы: "Иоланта" П.И. Чайковского и "Карлик" А. фон Цемлинского; обе предстанут двумя главами одной истории. Режиссер Денис Азаров и художник Алексей Трегубов связывают будущий спектакль одной идеей и одним пространством.

Этот проект - первое сотрудничество с театром маэстро Карена Дургаряна, музыкального руководителя и дирижера спектакля. "Карлик" Цемлинского будет поставлен в "Новой опере" впервые, а "Иоланта" Чайковского спустя 10 лет вновь войдет в репертуар театра уже в другой трактовке и в ином художественном решении.

Четыре премьерных показа пройдут 21, 22, 23 и 25 апреля.

В основе спектакля - парадигма слепоты и прозрения. Здесь соединены и переосмыслены две притчи о людях, не ведающих о реальности, - незрячей девушке Иоланте, не знающей, что она слепа, и Карлике, не знающем о своем уродстве. И если Иоланта исцеляется от слепоты благодаря любви, то судьба Карлика трагична: герой умирает, когда ему открывается правда о его внешности и о реальном отношении к нему окружающих.

Главные герои опер интегрированы в обе части постановки: Карлик появляется в начале спектакля, а Иоланта после прозрения наблюдает за действием во второй части. Финальная сцена фокусирует внимание зрителей лишь на этих двух персонажах.

Рассказывает режиссер Денис Азаров: "Главный вопрос, который мы ставим в этом спектакле: а стоило ли прозревать? Прозрение несет в себе не только свет, но и знание. А готовы ли мы его принять? Готовы ли мы к правде? Как у Островского: "Правда - хорошо, а счастье лучше". Иоланта попадает в мир, где человеческое достоинство и эмоциональное состояние ничего не стоят. Райская жизнь, которая была создана специально для нее, оборачивается жестокими играми".

Обе героини, Иоланта и Донна Клара (Инфанта), - принцессы, суть которых олицетворяет белая роза. Водемон просит Иоланту сорвать красную розу, но она интуитивно выбирает белую - символ чистоты и света. Инфанта осознанно отдает Карлику белую розу, словно разрушает эту символическую чистоту и красоту мира.

Будущий спектакль лишен примет сказочности и налета старины. Действие происходит в современном нам мире, в мгновенно узнаваемой обстановке: фешенебельная частная медицинская клиника ("Иоланта") и роскошная аристократическая вечеринка, словно в фильме "Сладкая жизнь" Федерико Феллини ("Карлик").

Режиссер Денис Азаров, презентация спектакля. Фото: пресс-служба "Новой оперы"

Действие спектакля разворачивается в двух параллельных реальностях: художник Алексей Трегубов встраивает одну в другую, как малую геометрическую фигуру в большую. На авансцене (в большом пространстве) - оперные артисты, а в глубине (в малом пространстве) - видео ("Иоланта") и куклы ("Карлик").

Главная сложность при постановке оперы Цемлинского - воплощение на сцене самого Карлика. Здесь зачастую на помощь приходят куклы. Решение, придуманное режиссером Денисом Азаровым, художником Алексеем Трегубовым и Артемом Четвериковым, который отвечает за кукольную часть в "Карлике", абсолютно неожиданно. В их версии куклы, а точнее целый кукольный театр, помещены в пространство знаменитой картины Диего Веласкеса "Менины", населенное ее персонажами, включая самого художника. Существует мнение, что именно эта картина вдохновила Оскара Уайльда на создание сказки "День рождения инфанты", которая лежит в основе оперы "Карлик". В спектакле кукольный театр - это гигантская механическая игрушка: подарок на день рождения инфанте и безжалостный розыгрыш для Карлика.

Несмотря на разницу в музыкальном стиле Чайковского и Цемлинского, в творчестве этих композиторов есть общие черты. Исследователи отмечают тонкие детали, схожесть тем, их развития, средств усиления выразительности. Главное, что их объединяет, - лирический тон высказывания. Кроме того, в обоих произведениях возникает диалог с творчеством Рихарда Вагнера. Ведь при всем неприятии Чайковским музыки Вагнера в "Иоланте" есть явная параллель с "Тристаном и Изольдой". Сходство ощутимо в оркестровых вступлениях к обеим операм: гармоническая неустойчивость, созвучия, которые не разрешаются, а плавно переходят одно в другое.

Рассказывает музыкальный руководитель и дирижер Карен Дургарян: "Считается, что интродукция к "Иоланте" - скорбная, холодная, сумрачная, создающая тревожное состояние. Римский-Корсаков даже упрекал Чайковского в неумелой оркестровке, которая якобы сделана "шиворот-навыворот", потому что материал отдан не струнным, а духовым. Но в этой "неправильности" и заключается гениальность Петра Ильича! Что касается "Карлика", это очень насыщенная партитура с плотной оркестровкой, практически симфония. Здесь важно, чтобы зритель почувствовал постепенное нарастание напряжения, которое непрерывно идет от начала к финалу, а особенно - от дуэта Инфанты и Карлика к его смерти".

Для Карена Дургаряна это первый спектакль в "Новой Опере". Он был главным дирижером Армянского академического театра оперы и балета имени А.А. Спендиарова, с 2021 года исполняет обязанности директора. Он часто работал в Италии: в Театре Лирико в Кальяри, Театре Реджо в Турине, Театре Карло Феличе в Генуе, Театре Верди в Сассари; также сотрудничал с Лейпцигской, Лионской, Баварской операми. "Иолантой" П.И. Чайковского маэстро дирижировал многократно, а "Карлика", как и музыку А. фон Цемлинского в целом, представит впервые.

Для режиссера Дениса Азарова и художника Алексея Трегубова этот спектакль - вторая постановка в "Новой Опере" (первой стала опера "Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини в 2018 году).

Денис Азаров был режиссером Камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского, Российского государственного академического театра драмы имени Ф. Волкова (Ярославль), участвовал в постановках спектаклей в Большом театре России и Komische Oper (Берлин), был художественным руководителем Театра Романа Виктюка. "Иоланту" П.И. Чайковского режиссер впервые поставил в "Московском молодежном оперном доме" при Академии хорового искусства имени В.С. Попова.

Первым исполнителем роли Карлика в России (в Самаре и Москве) стал тенор Михаил Губский. Роль Водемона в "Иоланте" готовят тенора Георгий Васильев, Хачатур Бадалян и Михаил Пирогов, который ярко дебютировал на сцене "Новой Оперы" в качестве приглашенного солиста, а в 2023 году был принят в труппу театра.

В партии Иоланты - Марина Нерабеева, номинант премии "Золотая маска" за исполнение партии Мари и Мариэтты в российской премьере оперы "Мертвый город" Э.В. Корнгольда, и Елизавета Соина, ведущая исполнительница в операх "Золушка" Ж. Массне и "Стиффелио" Дж. Верди. Донну Клару (Инфанту) воплотит Мария Буйносова - финалистка Пятого телевизионного конкурса оперных певцов "Большая опера" на телеканале "Россия-Культура".

В постановке примут участие приглашенные артисты. Партию Роберта исполнит Василий Ладюк, солист Пермской оперы, приглашенный солист Большого театра России, певец, выступающий в крупнейших оперных театрах мира, среди которых Метрополитен-опера, Ла Скала, Ла Фениче. В других образах готовятся выступить солист Большого театра имени А. Навои в Узбекистане Ринат Решитов (Эбн-Хакиа) и солист Пермского и Нижегородского театров оперы и балета Гарри Агаджанян (Дон Эстобан).