- Человек с детства должен понимать и верить, что даже при физических ограничениях у него есть перспективы. Именно поэтому мы начали развивать проект по сборке велосипедов для особенных детей, чтобы уверенность в будущем появилась у сотен ребятишек с инвалидностью. До большого бизнеса, конечно, далеко - так, ремесленное производство. Но ежегодно приходят сотни писем со всей страны с заказами, - призналась на встрече с корреспондентом "РГ" Анна Вощикова.
Идея самим изобрести и собрать такой велосипед в уральской семье возникла более десяти лет назад по житейской причине. У старшего сына Леонида из-за родовой травмы с детства возникли проблемы с движением. Когда мальчик вырос из обычной коляски, пересаживать его в инвалидную родителям не хотелось. Постоянно носить карапуза тоже было тяжело. Программы интенсивной реабилитации, конечно, приносили результат: мальчик ходил. Но очень быстро уставал. Тогда Вощиковы задумались, как сделать так, чтобы сын двигался и тренировался одновременно. Лучшего варианта, чем велосипед, не нашлось. Но, как оказалось, байки для людей с инвалидностью производились тогда только за рубежом. И Вощиковы за бешеные для семейного бюджета деньги, в кредит, купили импортный трехколесный велосипед. Технику Леня легко освоил и с удовольствием крутил педали, но не успели родители рассчитаться с банком, как коленки мальчишки начали доставать до руля - вырос из велика. Тогда Вощиковы присмотрелись к конструкции зарубежного велопрома и решили создать свой вариант: более легкий в сборке и с опцией "на вырост"
Анна по профессии инженер-конструктор, специализируется на оборудовании металлургических предприятий, станки знает до винтика. Муж Анатолий - инженер-металлург, из металла может раскроить, обработать и скрепить все, что потребуется. В результате творческого союза родилось отечественное ноу-хау: съемный мост, который устанавливается вместо заднего колеса обычного велосипеда и фиксирует два дополнительных колеса.
- Это, во-первых, делает велосипед устойчивым, то есть ребенок может сидеть спокойно, расслабившись. Три колеса одинакового размера не позволяют конструкции перевернуться. Кроме того, предусмотрены крепления для спины, рук и ног, чтобы малыш, даже плохо контролирующий движение конечностей, мог начать управлять техникой. К тому же разработанный нами мост делает велосипед пригодным для катания детей с ДЦП, потому что у этого байка прямая передача. Если крутятся колеса, то одновременно крутятся и педали. Даже если сил маловато или дитя просто не понимает, как это делается, велик сам помогает ребенку двигаться вперед, - поясняет нам суть новации Анна.
На свое изобретение Вощиковы получили патент. В великую силу особого велика Леонид, которому уже 19 лет, верит свято. Во-первых, он до сих пор с велосипедом не расстается, ежедневно ездит на нем, в том числе на занятия в колледж. Во-вторых, за прошедшие годы добился и спортивных успехов: стал чемпионом мира по пауэрлифтингу.