01.04.2023 02:00
    Поделиться

    Эксперты объяснили, зачем нужны дроны на стройплощадках

    Минстрой анализирует возможности применения беспилотных летательных аппаратов в строительстве и ЖКХ. Дроны позволяют сделать здания более надежными, а строителям - получать меньше травм на работе. Об этом рассказали эксперты отрасли, комментируя планы минстроя по развитию использования беспилотников.
    Дрон может отследить, кто из строителей не надел на голову каску.
    Дрон может отследить, кто из строителей не надел на голову каску. / Сергей Михеев/РГ

    На данный момент необходимо наметить пилотные проекты федеральных и региональных заказчиков на 2023 год, реализация которых позволит поддержать потенциал применения беспилотных летательных аппаратов, отметил замминистра строительства и ЖКХ Константин Михайлик. Кроме того, практику применения БПЛА нужно синхронизировать с уже запущенными процессами цифровизации отрасли строительства и ЖКХ. Все преимущества использования аппаратов - повышение качества и скорости выполняемых работ и процессов, снижение издержек - необходимо обосновать с точки зрения экономических эффектов.

    Многие строительные компании уже используют дроны, рассказали "РГ" эксперты. Тренд на применение беспилотников в отрасли развивается последние пять-шесть лет, говорит операционный директор DBC Consultants Андрей Гулак. Пионерами были строители объектов нефтегазовых отраслей, это давало возможность контролировать присутствие техники и рабочих на разбросанных участках. Сегодня дроны можно встретить и в гражданском секторе.

    На БПЛА возлагаются различные функции, в том числе и те, что ранее выполняли геодезисты или обследователи - например, измерение объемов земляных масс, построение модели существующего сооружения через создание облака точек и разработки на его основе 3D модели. Особенно популярным стало применение трехмерного сканирования с использованием коптера, чтобы смоделировать существующие объекты в промышленности и контролировать прогресс выполняемых работ на строительстве жилых комплексов.

    Целый ряд крупных российских компаний уже использует дроны - прежде всего для мониторинга на стройках, инспекции, контроля качества, замеров объектов, для картографических съемок, говорит руководитель IT-подразделения VIRA Роман Попералов. Покупка, администрирование, доработка промышленных дронов для использования в строительстве требуют значительных инвестиций, отмечает он.

    Однако есть и ряд преимуществ - замеры производятся более точно, допускается меньше ошибок, чем при "ручных" замерах. Мониторинг строительства и управления строительной техникой ускоряет возведение зданий и снижает затраты на рабочую силу. Дроны могут использоваться для контроля безопасности на строительной площадке, что предотвращает происшествия и помогает сократить моральные и материальные потери.

    Через облачную систему полученная с помощью беспилотников 3D-копия объекта соединяется с проектной документацией - то есть применение беспилотников уже сейчас позволяет говорить об интеграции данных в единое цифровое пространство, отмечают в Главгосэкспертизе. В итоге все участники процесса - например, архитекторы и проектировщики - имеют доступ к актуальной информации, могут вносить в проект оперативные правки. А топ-менеджмент - напрямую контролировать эффективность работы и принимать управленческие решения.

    Беспилотники активно входят в обиход строителей, и вопрос сегодня ставится об увеличении объемов поставок дронов на стройки, обучении операторов и об активном вовлечении таких специалистов во все процессы стройки, говорит руководитель комиссии по цифровизации Общественного совета при минстрое, президент НОТИМ Михаил Викторов. Дроны, к примеру, позволяют оптимизировать процесс строительного контроля.

    Использование оператора и одного комплекта оборудования стоимостью в 40-100 тысяч рублей позволяет сократить время в три-четыре раза, сократить количество персонала, задействованного в процессах контроля. Дроны позволяют усилить контроль за техникой безопасности, программа фиксирует отсутствие ограждения, страховочных механизмов. Сегодня каски, механизмы, техника снабжены QR-кодами, что позволяет видеть объективную ситуацию.

    - Помимо существенной экономии времени это возможность сохранить людям жизнь, - подчеркивает Викторов. - Когда подобная техника применяется на стройке, дисциплина резко повышается.

    При строительстве дорог и трубопроводов дроны давно стали обязательным элементом проектно-изыскательских работ, контроля за строительными работами. Бригады операторов дронов выезжают на контроль десятков, а то и сотен километров таких трасс, и это тоже экономия времени и труда специалистов.

    Дроны часто используются и для рекламных целей, говорит директор по развитию ГК "Жилой Квартал" Эдуард Самигуллин. Благодаря дрону можно показать клиенту вид из его окна, даже если квартира существует пока только в проекте. Можно сделать панораму местности и интегрировать туда рендер строящегося ЖК, что даст понимание, как проект будет выглядеть после завершения.

    Кроме того, существуют и грузовые дроны, которые могут перемещать или поднимать стройматериалы. В перспективе может развиваться использование дронов для доставки товаров, еды и даже как такси. От застройщиков в этом направлении потребуется немного - организовать площадку для посадки с учетом нескольких моментов. Во-первых, если уровень шума будет высоким, то такая площадка должна быть вынесена за пределы двора. Если жители будут получать товар не сразу, то необходим работник для разгрузки дронов и место для хранения товара.

    Основное ограничение для широкомасштабного применения дронов - отсутствие единой нормативной базы и требований к методам контроля с применением дронов, говорит Гулак.

    - Запрашивая решение для одной и той же задачи у разных поставщиков подобных услуг можно получить несколько разных видений процесса и широкий разброс расценок, при этом не всегда до конца ясна практическая польза результата в сравнении с применением традиционных видов контроля или выполнения работ, - говорит он. - Еще одна проблема связана с санкционными ограничениями - доступ к необходимым моделям оборудования, а также уровень погрешности того оборудования, доступ к которому можно получить. Дроны любительских и начальных серий не подходят для контроля за крупными строительными проектами.

    Применение беспилотных летательных аппаратов в строительстве пока не стало массовым ни в России, ни за рубежом, говорит замруководителя центра коллективного пользования НИУ МГСУ Павел Воробьев.

    - Данные, получаемые с помощью дронов, - это качественно новые данные по своему типу, с ними нужно по-другому работать и анализировать, что требует как переобучения сотрудников, так и развития новых методов работы, возможностей программного обеспечения, - поясняет он. - Вторая причина - законодательные ограничения, которые призваны сократить возможности нелегального использования воздушного пространства, но вместе с этим создают существенные препятствия для его использования в рамках закона. Третья причина - невысокий текущий уровень стандартизации в данной области, причем как в технических решениях, так и в методических.

    Сейчас существует огромный спрос на специалистов по управлению беспилотниками, отмечает Викторов. Общественный совет при минстрое планирует в ближайшее время провести обучение школьников и студентов - их научат управлять дронами, искать дефекты на стройках, оцифровывать их и заносить в цифровую модель.

    - Затем проведем олимпиаду и дадим ребятам сертификаты. Думаю, что это мотивирует их получить профессиональные компетенции оператора дрона в сфере строительства, - заключил Викторов.

    Поделиться