02.04.2023 22:37
Поделиться

Военкор Владлен Татарский погиб после срабатывания взрывного устройства в кафе в центре Петербурга

В Петербурге в кафе "Стрит бар" на Университетской набережной, 25, сработало взрывное устройство. По последним данным, один человек погиб - это военный корреспондент-блогер Владлен Татарский. Сотрудники правоохранительных органов работали на месте происшествия до поздней ночи, выясняя обстоятельства случившегося.

Пока картина получается следующая: в кафе был анонсирован творческий вечер Татарского. Около 18.30 в заведении сработало взрывное устройство. Осколки разбитых витрин разлетелись на десятки метров, наводя ужас на горожан и туристов, прогуливавшихся воскресным вечером по набережной.

Экстренные службы прибыли на место практически сразу. Врачи стали перевязывать раненых. Вначале появилась информация, что пострадали шестеро. Затем число раненых возросло до 25. Из них 19 находятся в больнице Судя по всему, сильнее всего пострадали зрители первых рядов.

Характер ранений пока устанавливается. Личности раненых - тоже.

Сотрудники правоохранительных органов устанавливали списки всех, кто находился в кафе. Это нужно для того, чтобы составить список свидетелей, а возможно, и причастных к случившемуся.

Осколки разбитых витрин разлетелись на десятки метров, наводя ужас на горожан и туристов, прогуливавшихся воскресным вечером по набережной

Следственный комитет России возбудил по факту взрыва уголовное дело по статье 105 УК РФ (убийство, совершенное с целью воспрепятствования служебной деятельности, выполнению общественного долга или мести).Также проверку начала прокуратура Василеостровского района.

Пока озвучивается версия, что взрывное устройство было спрятано в статуэтке, которая была передана Татарскому во время творческого вечера. Блогер даже с ней позировал на камеру. На кадрах видно: статуэтка большая, не меньше 40 сантиметров в высоту. Но, как бы там ни было, предварительно, возле сцены сработало взрывное устройство. Его мощность составила более 200 граммов в тротиловом эквиваленте. Специалисты отмечают, что взрывное устройство было самодельным.

Военный корреспондент Максим Фомин (псевдоним - Владлен Татарский) был опасен для властей Украины, его профессиональная деятельность вызывала у них ненависть. Фото: из личного архива Владлена Татарского

Многие СМИ сообщали, что за несколько минут до взрыва появилась девушка, которая вручила Татарскому статуэтку. И, судя по всему, Владлен Татарский ее знал, а сам подарок осматривали перед вручением.

Сработало безоболочное взрывное устройство. Взрыв произошел с правой стороны от места, где сидел Владлен Татарский.

Взрывное устройство было приведено в действие дистанционно

Очевидица событий рассказала "Фонтанке", что на вечере присутствовали около 100 человек. А так описала произошедшее очевидица:

- Было под 100 человек. Одна за столиком сидела некая Настя, говорит: "Я художница, хотела делать героику СВО, но это непросто. Поэтому я сделала ваш бюст пока только. Он в гардеробе". Идет туда, берет большую коробку, отдает ему, там что-то позолоченное. Татарский шутит - мол, "надеюсь вы не сделали меня толстым". Говорит "спасибо", ставит рядом. Она садится на свое место, проходит минуты три. Взрыв, хлопок, пламя, все бегут.

По всей видимости, устройство было приведено в действие дистанционно. То, что инициатором взрыва была девушка, - это тоже одна из версий. Не исключено, что за убийством стоят другие люди. "О проведении мероприятия было известно заранее. Информация о том, что на Владлена Татарского готовится покушение, была известна давно. Он также был включен в базу данных "Миротворец".

Что касается самого кафе, то известно, что ранее на этом месте работал "Стрит-фуд бар", а до этого - ресторан "Русский китч". Год назад здесь начал свою работу дискуссионный клуб "Кибер Z фронта". Он же был и организатором вечера с Татарским. Как было анонсировано, журналист должен был рассказать об особенностях репортажей из горячих точек.

После взрыва перекрыты часть набережной Лейтенанта Шмидта и Университетской набережной, а также Благовещенский мост. Водители объезжают по Адмиралтейскому проспекту и Дворцовому мосту. Сильных пробок не наблюдается даже в центре благодаря воскресному вечеру.

Кафе, где все случилось, - это самый центр Петербурга. До Кунсткамеры - пешком 10 минут, до Эрмитажа - 20 мимо главных городских достопримечательностей. Меню самого кафе рассчитано в первую очередь на туристов и отдыхающих горожан, которые забегают сюда перекусить после осмотра достопримечательностей. Однако кафе было известным местом в городе, и оказаться там воскресным вечером могли очень многие.

Вечером к месту взрыва начали приносить цветы. Так как сам бар оцеплен, ближайшая доступная точка - памятник Трезини.

Штрихи к портрету

Он всегда был честен

Павел Дульман, журналист "Российской газеты":

- Можно сказать, что я не был знаком с Максимом Фоминым (псевдоним - Владлен Татарский), хотя не раз встречались в общей компании. И он всегда переключал на себя внимание, оказывался в центре - и потому что привозил новости из Донбасса, и потому что был интересен своим мнением и оценкой происходящего. Впрочем, сделанные в общей беседе, где его все звали Максом, комментарии мало отличались от тех, которые он давал в своих ежевечерних сводках. И здесь он всегда был честен. И точно так же всегда мог проконсультировать любого, кто по мере сил был готов помогать Донбассу, ополченцам и российским воинам. Потому что людей с таким военным опытом и знанием региона на самом деле не так уж и много.

И наверняка Максим Фомин не слишком был рад этому опыту. Детство в постперестроечной Макеевке, городе-спутнике Донецка, работа в шахте и попытки заниматься бизнесом, проблемы с украинским законом - обстоятельства, формирующие характер, но не те, о которых можно с гордостью вспоминать. Настоящая биография началась в 2014 году, когда он ушел в ополчение, стал бойцом батальона "Восток", воевал под Горловкой и в промышленной зоне Авдеевки, а после затянувшегося "перемирия" с киевским режимом - служил в разведке Народной милиции ЛНР.

Когда показалось, что Минские соглашения - это уже навсегда, Максим, взявший псевдоним из романа Виктора Пелевина, переехал в Москву и занялся блогерством. Другое дело, что то, о чем он писал, нашло отклик у сотен тысяч человек. Слишком выбивалось оно из общего тренда. Максим был человеком творческим во всех отношениях. Три книги - автобиографические "Бег" и "Война" и сборник рассказов "Медитация". Кажется, он даже пробовал писать стихи. По крайней мере, для поколения новых русских поэтов, как и для военкоров, он был своим.

Когда началась СВО, он взял в руки автомат и камеру. Не будучи профессиональным журналистом, но почти профессиональным военным, Максим не терзался дилеммой о том, может ли работник пера брать в руки штык. Поэтому его репортажи с передовой в Мариуполе были записаны с автоматом в руках. И вот его не стало. Тех, кого украинский фашизм не смог убить в бою, он убивает подло, как террорист.