Этой проблеме уже почти семь лет, говорит главный редактор портала Agrotrend.ru Николай Лычев. Еще в 2016 году Евросоюз сделал шаг навстречу Украине, обнулив пошлины на ввоз половины украинских сельхозтоваров. А год назад дополнительно облегчил Украине экспорт агропродукции. Тогда же из-за сложностей с морскими перевозками украинское продовольствие начали ввозить в Европу автомобильным и железнодорожным транспортом. К примеру, за ноябрь 2021 года в Польшу привезли 6 тысяч тонн кукурузы из Украины, а за ноябрь 2022 года - 1,6 млн тонн. Цифры несопоставимые, подчеркивает Лычев. Предполагалось, что товарные потоки пойдут дальше в Западную Европу. Но из-за сохраняющихся после пандемии сложностей с логистикой эти товары сконцентрировались в восточноевропейских странах.
При этом страны Восточной Европы - и сами поставщики продовольствия, и у них доля сельского хозяйства в торговле значительно выше, чем, например, в России. Кроме того, из-за санкций они потеряли часть каналов сбыта продуктов, которые ранее через Беларусь шли в Россию. В результате продовольствие в этих странах дешевеет, что хорошо для потребителя, но негативно для производителя, для которого еще и дорожают удобрения, энергоносители и пр. "Объективно украинские агротовары дешевле произведенных в ЕС по себестоимости, на Украине несколько другая экономика, чем в той же Румынии или Болгарии", - говорит эксперт.
Отчасти же это лоббистская инициатива - под предлогом локального проседания агрорынков стран Восточной Европы правительства этих стран пытаются в том числе получить средства для инвестиций в транспортную инфраструктуру, не исключает эксперт.
При этом на российский рынок эта ситуация никак не влияет, считает Лычев. За последнее десятилетие рынки РФ и Евросоюза стали достаточно автономными друг от друга. Сейчас покупатели 80% российского зерна - это дружественные или нейтральные страны.