Нацпроект "БКД" почти в два раза снизил смертность на дорогах
Нацпроект "БКД" почти в два раза снизил смертность на дорогах
Текст:
Ирина Фурсова
Уровень аварийности на российских дорогах снижается десятый год подряд. В частности, в 2022 году падение аварийности и смертности в ДТП составило около 6 процентов.

Но даже на фоне такого длительного тренда минувший год стал знаковым: впервые в нашей истории количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях оказалось меньше 10 человек на 100 тысяч населения.

Очевидно, что это стало закономерным итогом масштабной работы, которую проводят государственные органы власти. Потому что, например, в начале 2010-х годов этот показатель составлял 20 человек, а в 2018-м, когда стартовал нацпроект "Безопасные качественные дороги", - 12. Ориентир нацпроекта "БКД" к 2024 году - снизить этот печальный показатель до 8,4 погибших в ДТП на 100 тысяч населения.

"Достижение этой цели зависит от множества факторов, и работа идет по самым разным направлениям. Это и разделение встречных потоков на магистралях, и освещение трасс, и строительство современных пешеходных переходов, и возможности фотовидеофиксации нарушений ПДД. Важным условием остается детальный анализ причин и условий каждого ДТП, на основе которого могут приниматься решения об изменении скоростного режима, разметки, расстановки дорожных знаков. Отдельным направлением стала просветительская работа, а также широкое освещение тематики безопасности дорожного движения в публичном поле", - рассказали "РГ" в Аналитическом центре при правительстве РФ.

Анализ динамики аварийности и ее причин показывает, что по большинству проблем найдены правильные решения, уверены эксперты АЦ.

Как результат, по итогам 2022 года сократилось число ДТП с нетрезвыми водителями, число наездов на пешеходов, количество ДТП из-за выезда на "встречку" и т.д. Конечно, проблемы остаются, и работы предстоит еще много. Ведь генеральная цель, на достижение которой направлены все усилия, - это нулевая смертность про ДТП к 2030 году. Такой показатель зафиксирован в Стратегии безопасности дорожного движения России.

Потенциал завтрашней безопасности заложен вчера

Как сообщили "РГ" в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор), в 2022 году дорожные работы шли на 5900 объектах нацпроекта "БКД". В 84 регионах к нормативу приведено 16,8 тысячи километров региональных и местных дорог, на что из бюджетов всех уровней направлено 420 миллиардов рублей. Так, например, в Свердловской области открыто рабочее движение по третьему пусковому комплексу Екатеринбургской кольцевой автомобильной дороги (ЕКАД). В Калужской области машины поехали по северному обходу областного центра длиной 21,7 километра. А в Северной Осетии реконструирован полукилометровый тоннель, ведущий к всесезонному туристско-рекреационному комплексу "Мамисон". На региональных и местных дорогах приведено в порядок 430 мостов.

Нацпроект предусматривает также строительство и реконструкцию участков федеральных трасс. В 2022 году работами были охвачены 229 километров дорог, находящихся в ведении Росавтодора, и 60,3 километра платных трасс ГК "Автодор". На эти цели из федерального бюджета направлено около 300 миллиардов рублей.

Для обеспечения безопасности на дорогах только в рамках "БКД" в прошлом году установлено почти 195 тысяч дорожных знаков, около 1,4 миллиона погонных метров барьерных и более 222 тысяч погонных метров пешеходных ограждений, около 2,3 тысячи светофоров и т.д. На проезжую часть нанесли свыше 21,6 тысячи километров разметки, а вдоль дорог обустроили более полутора тысяч километров тротуаров. Важность этой работы трудно переоценить.

"Одним из ключевых факторов, влияющих на снижение аварийности, являются улучшение качества дорожной сети и инфраструктуры, строительство новых и модернизация существующих развязок, заездов и выездов, а также обеспечение надлежащей освещенности и разметки дорог, установка вызывных светофоров и др. Таким образом создаются комфортные условия для всех участников движения, что, несомненно, способствует снижению количества ДТП", - считает руководитель транспортной службы пассажирской компании "БизнесБас" Сергей Ткаченко. А в пресс-службе "Открытие Авто" обратили внимание, что такая работа может долго оставаться без видимого результата, а потом спасти десятки жизней. Например, установленный отбойник может защитить встречный автобус от грузовика и через год: главное, что сегодня заложен потенциал безопасности.

Кстати, по результатам соцопроса, проведенного в декабре 2022 года и охватившего 170 тысяч респондентов во всех регионах страны, удовлетворенность населения качеством дорожной сети составляет около 52 процента (плюс 3 процента к 2021 году) при целевом ориентире 58 процентов к 2030 году.

Дорога все видит

Согласно решению кабмина от 21 декабря 2019 года, в городах с населением более 300 тысяч человек необходимо внедрять интеллектуальные транспортные системы (ИТС), которые призваны снизить аварийность благодаря грамотному и гибкому управлению транспортными потоками. По данным Росавтодора, в 2022 году в рамках нацпроекта "БКД" такие комплексы внедрялись в 49 городских агломерациях 42 субъектов страны. На эти цели из федерального бюджета выделены 7,35 миллиарда рублей.

Как пояснил руководитель направления транспортного консалтинга ГК "Урбантех" Алексей Занчурин, ИТС - это комплекс оборудования и программного обеспечения, которые в реальном времени взаимодействуют друг с другом. Периферийное оборудование собирает всю необходимую информацию об условиях движения и состоянии дорожно-транспортной инфраструктуры, а единая платформа управления транспортными потоками помогает отследить и проанализировать поступающие с устройств данные и оперативно реагировать на изменения условий дорожного движения. Например, в случае фиксации резкого понижения температуры воздуха и риска образования гололеда система в автоматическом режиме через информационные табло проинформирует водителей об изменении условий движения и повышении риска возникновения ДТП.

Также ИТС позволяет оперативно управлять транспортными и пешеходными потоками, дорожными работами и контролем нарушений ПДД. Так, в подмосковных городах Щелково и Фрязино после тонкой настройки светофоров в 2021 году время транзитного проезда через них сократилось на 40 процентов. Кроме того, в Щелково на аварийно-опасном перекрестке с того времени не произошло ни одного ДТП.

Неотъемлемая часть ИТС - камеры фотовидеофиксации нарушений (ФВФ). Исследование Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "ВШЭ" подтверждает: чем больше камер на дорогах, тем меньше аварий и их жертв. В Московской области с момента внедрения системы ФВФ отмечается неуклонное снижение уровня аварийности, в прошлом году - на 14,1 процента. Как рассказал "РГ" Александр Домбровский, директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики "МВС Груп" - оператора подмосковной системы контроля БДД, в этом году в рамках "БКД" число стационарных комплексов ФВФ в регионе будет увеличено на 600 единиц. Смонтировано уже 400 комплексов.

Штраф должен дисциплинировать

На аварийность на дорогах влияет огромное количество факторов. По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, плохое состояние улично-дорожной инфраструктуры является причиной ДТП лишь в 34 процентах случаев. И почти в 90 процентах случаев вина лежит на водителе. Не удивляйтесь превышению 100 процентов: по мнению экспертов НЦ БДД, каждое ДТП имеет одновременно несколько причин и сопутствующих нарушений. Скажем, водитель ехал со скоростью 90 там, где разрешено 40, и утратил колесо, угодив в яму на проезжей части. Это ДТП имеет, как минимум, две причины, и это пока водитель еще не дыхнул в "трубочку" инспектору ГИБДД. И не факт, что в его автомобиле был нормально отрегулирован свет и не западала педаль тормоза.

К сожалению, в нашей стране законопослушание не встроено в ДНК водителя: соблюдение ПДД считается желательным, но отнюдь не обязательным. И если к проезду на красный, выезду на "встречку" и алкоголю за рулем большинство водителей относятся все-таки негативно, то превысить скорость считается чуть ли не доблестью. Видимо, все зависит от тяжести наказания.

"Главным рычагом, который способствует соблюдению ПДД на дорогах, являются штрафы, - считает гендиректор автошколы "Арарат" Арарат Галстян. - Однако, штрафы не всегда эффективны, так как некоторые водители нарушают ПДД намеренно. Для того, чтобы повысить степень соблюдения правил, необходимо проводить обучение водителей и повышать уровень их ответственности перед другими участниками дорожного движения".

"Штрафы и неотвратимость наказания влияют на снижение аварийности в первую очередь, - соглашается эксперт автобизнеса Илья Назаров. - Но размер штрафа должен зависеть от размера ежемесячного дохода нарушителя, как это сделано в Финляндии. Сейчас для многих владельцев авто не проблема заплатить 500 рублей (или 250 рублей со скидкой в первые 20 дней) за превышение скорости. Такой штраф не останавливает от повторного нарушения. Также можно привязать наличие штрафов к стоимости полисов ОСАГО и КАСКО. Чем больше штрафов за прошлый год, тем больше должен быть повышающий коэффициент при покупке нового полиса. Одновременно стоило бы сделать и скидки для добропорядочных водителей".

Дети - наши будущие водители, продолжил эксперт. В советских школах и детсадах безопасности на дороге уделяли повышенное внимание. Сейчас автомобилей стало существенно больше, поэтому следует хотя бы факультативно ввести уроки по безопасности дорожного движения, встраивая привычку к соблюдению ПДД в сознание человека уже в малом возрасте.

Куда идет Саша по шоссе

Но своя доля ответственности лежит и на еще одном участнике дорожного движения - пешеходе. По вине "безлошадных" граждан происходит 10 процентов ДТП, причем сам пешеход может и не пострадать. По данным "Райфайзен Лайф", при наездах на пешехода водитель виноват в 67 процентах случаев. В 8 случаях из 10 наезды происходят вне пешеходных переходов, где пешехода, в общем-то, быть не должно. 64 процента пешеходов становятся жертвами в темное время суток из-за того, что дорога не освещена, а сам пешеход не имеет светоотражающих элементов на одежде, к чему уже не первый год призывает ГИБДД. И еще интересно: один из 10 пострадавших при наезде пешеходов находился на проезжей части "без цели перейти на другую сторону дороги". Ну, типа гулял там.

Очевидно, что для пешехода соблюдать правила дорожного движения не менее важно, чем для водителя, если он не хочет попасть под колеса, разумеется. После того, как водителей стали массово штрафовать за непропуск пешехода на "зебре", многие, ступая на нее, вообще не смотрят по сторонам, хотя согласно ПДД должны убедиться, что автомобиль их пропускает. И. конечно, кошмар любого водителя - это пешеход в темной одежде, в капюшоне и с наушниками в ушах, переходящий неосвещенную дорогу ночью сразу за плавным поворотом.

"Пешеход должен понимать: находясь не только на проезжей части, но и на тротуаре или около автобусной остановки, он уже является участником дорожного движения. При этом важно быть внимательным, проявлять осторожность и действовать предсказуемым образом. Избегать отвлекающих устройств - таких как телефон, наушники и прочее. Обязательно носить одежду и аксессуары со светоотражающими элементами в темное время суток", - дает пешеходам советы Сергей Ткаченко.

"Чаще всего пешеходы становятся жертвами ДТП из-за того, что водитель попросту их не видит в условиях снегопада, дождя, тумана или в темное время суток. Яркая одежда, наличие светоотражающих полосок, даже просто включенный фонарик на телефоне поможет сделать вас заметными для водителей при плохой видимости, - добавляет Илья Назаров, - Отдельно стоит упомянуть переход многополосной дороги, где автомобили едут с высокой скоростью. Пересекая дорогу в таком месте, стоит убедиться, что все водители из всех полос остановились и видят вас, и только потом переходить проезжую часть".

Автомобиль - забота владельца

По статистике, в ДТП меньше всего "виноват" автомобиль: всего 6 процентов аварий происходят из-за плохого технического состояния ТС. Но, к сожалению, если это грузовой автомобиль или автобус, последствия ЧП обычно тяжелые (вспомним груженый щебнем КАМАЗ без тормозов, влетевший в автобус в 2013 году в Подмосковье - 18 погибших). Но такие ТС должны регулярно проходить техосмотр. А вот для личных автомобилей граждан ТО отменили. Не замедлит ли такой шаг темпы снижения аварийности?

Технический директор сети автосалонов Fresh Auto Максим Рязанов уверен, что теоретически официальная отмена процедуры техосмотра может привести к халатному отношению автомобилистов к техническому состоянию авто, а также исключит наличие гарантии надежности ТС для покупателя при купле-продаже. Однако даже при обязательном прохождении ТО многие водители без фактического осмотра приобретали фиктивный документ, подтверждающий исправность авто. Особенно распространена была эта практика в удаленных от столицы регионах.

"В любом случае - будет техосмотр обязательным или нет - техническое состояние автомобиля и безопасность его эксплуатации всегда - зона ответственности автомобилиста, так как от этого зависят жизнь и здоровье и его самого, и окружающих", - подчеркивает эксперт.

"Полагаться лишь на сознательность владельцев автомобилей, на мой взгляд, недостаточно, - считает Алексей Рузанов, технический директор международной сети автосервисов FIT SERVICE. - Неустраненные неисправности могут быть критичны для управляемости автомобиля и способны повлиять на аварийность как в будущем, так и в настоящем. Поэтому, считаю, что полная отмена ТО была нелогичной мерой, он хоть как-то стимулировал автовладельцев регулярно проверять свое авто".

Регулярная диагностика автомобиля и ремонт, безусловно, могут спасать жизни, уверен эксперт. Но проверки должны быть не формальными, а полноценными, проводимыми в условиях автосервисов или специализированных диагностических пунктов.

Работа по всем направлениям

"Снижение аварийности на дорогах является комплексной задачей для государства, для реализации которой должен быть задействован целый ряд разнонаправленных инструментов от штрафных санкций до общественного контроля, - говорит кандидат экономических наук Сергей Гатауллин. - Существует вполне обоснованное мнение ученых, признающее линейную зависимость уровня аварийности на дорогах от уровня развития общественного сознания граждан. То есть нарушение ПДД должно противоречить не только здравому смыслу, но нормам поведения, принимаемым социумом".

Работа по снижению аварийности должна идти по всем направлениям, полагает он. Это и автоматизированные технические средства контроля соблюдения ПДД, и разъяснительная работа с целевыми группами как действующих и будущих водителей, так и пешеходов, и общественный контроль, и формирование правильной этической основы поведения водителей на дороге, и развитие ИТС. При этом штрафные санкции должны соответствовать уровню реальных доходов населения.

По мнению директора Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаила Якимова, рычагов, которые могут воздействовать на показатели аварийности в краткосрочной перспективе, довольно много. Но, в основном, это запретительные меры, либо меры, связанные с введением интеллектуальных систем, технических средств организации дорожного движения, в том числе и конструктивных изменений дорог общего пользования, призванных снижать общую скорость потока. "Однако в долгосрочной перспективе важны и меры, позволяющие существенно повысить значимость ПДД в водительской среде, мероприятия по популяризации уважительного отношения к дорожному закону и нетерпимости к нарушителям правил дорожного движения", - резюмирует эксперт.