- Мне уже лет-то немало, и порой думаю, если придет время уходить на покой, то попрошу директора, чтобы разрешил каждый вечер встречать зрителей у входа в театр. Без всякой зарплаты. Если меня этого лишить - умру через неделю, - Александра Яковлевна не скрывает слез.
В якутском русском драматическом театре имени Пушкина у Александры Звонковой официальная должность звучит "исполнительный директор". Но она себя называет элегантно-старомодно "администратор".
- Это слово мне роднее, я с ним всю жизнь прожила,- говорит Александра Яковлевна.
Сегодня она профессионал высшей пробы и даже легенда в театральном мире Якутска. Но хорошо помнит, как сорок восемь лет назад молодой девчонкой впервые робко переступила порог родного театра.
Ее девичья фамилия - Лемешева.
- А Лемешевы все артистичные и музыкальные, у нас в семье пели все. Я училась в училище культуры, мечтала работать в театре. Хоть кем, но только в театре. Меня взяли кассиром, - вспоминает Александра Яковлевна.
Она несколько месяцев выдавала зарплату господам артистам, которые встречали ее за несколько кварталов от родного театра, когда Саша шла из банка с полной сумочкой зарплатных денег.
- Что они, заразы, делали! Театрально сдували пыль с дороги, по которой я шла,- улыбаясь, вспоминает она.
Вскоре ее вызывал директор театра, поспрашивал о том, о сем и неожиданно выпалил: "Сашка, у тебя в крови есть талант администратора. Тебя учить - только портить. Иди и работай".
Она и пошла.
Администратор Звонкова помнит времена, когда артистам бесплатно давали самолеты для полетов в любую отдаленность необъятной Якутии.
- Помню, нам просто так дали три самолета АН-2 ради того, чтобы мы слетали со спектаклями в Билибино и Черский поселок. Три самолета бесплатно! - восклицает Александра Яковлевна.
Самолет в огромной, размером с Индию, Якутии - первое транспортное средство.
Театральный администратор Звонкова налетала больше иного пилота. Пассажирскими, грузовыми, военными бортами.
Запомнила, как летели к рыбакам на стареньком ИЛ-18, загруженном зелеными неводами, на которых лежали не менее зеленые от небесной тряски артисты.
- Вышли на негнущихся ногах, а спектакль сыграли отлично. По-другому нельзя, ведь нас так там ждали! - нажимая на слово "так", говорит Александра Яковлевна.
Как ждут и встречают артистов в якутских улусах - это тема для отдельного материала. Штрих: здесь никто и никогда не отпустит актеров без ведра жареной рыбы или пузатой наволочки, полной свежайших пирожков.
Она себя называет администратором старой школы. Что это значит? То, что она всегда летит и едет вперед труппы за несколько дней. Если гастроли большие и дальние, то как минимум за неделю.
- Надо ногами все выходить и глаза в глаза всем посмотреть, познакомиться. Все проговорить, самой все понять и почувствовать. Только тогда можно привозить труппу, - убеждена Александра Звонкова.
"Старая школа" - организовать максимум комфорта и удобств для актеров. Всегда и везде.
Разломный август 1991 года застал ее с труппой русского драматического театра в казахском Усть-Каменогорске.
В стране случился политический кризис, в головах хаос, в душах смятение.
В маленьком казахском городке вмиг стало не до артистов из далекого Якутска.
- Мы все благополучно оттуда уехали, и реквизит вывезли только благодаря наработанным, сложившимся человеческим отношениям,- вспоминает Александра Яковлевна.
Гастроли для театра в ее понимании - событие торжественное, знаменательное:
- Это праздник для труппы, которая приезжает, и для принимающего города. Происходит узнавание и понимание друг друга.
Для нее большинство гастролей памятны и неповторимы.
Администратор Звонкова убеждена, что самый культурный зритель живет в Магадане.
- Там люди заходят в театр, и как сговорившись, все тщательно вытирают обувь у входа. Я без умиления на это смотреть не могла. Какое уважение к театру! - восклицает Александра Яковлевна.
В конце восьмидесятых годов минувшего века русский драматический театр Якутска привез в Магадан спектакль "Дети Арбата" по знаменитой повести Анатолия Рыбакова. Это был первый откровенный спектакль о времени сталинских репрессий, показанный в Магадане.
- Мы сыграли там двенадцать спектаклей вместо трех, заявленных в афише. Люди ломились, были переаншлаги,- вспоминает Александра Звонкова.
Она так и не смогла понять тот магаданский феномен, когда цветами заваливали народного артиста России Валентина Антонова, который играл роль Сталина.
А когда они привезли в Благовещенск спектакль "Одиссея инока якутского", на одном из батальных эпизодов зал неожиданно встал.
- Я стояла на галерке и плакала. Это чувство не передать словами,- говорит Александра Звонкова.
Театр - ее жизнь, ее судьба и школа. Навсегда запомнила урок от актрисы своего театра, народной артистки РСФСР Нины Константиновой. Она играла главную роль в малоинтересной идеологизированной советской пьесе.
Администратор Звонкова позволила себе сказать свое "фи" по поводу этой работы.
- Она мне такой текст сказала, что я ночь не спала! Я все поняла в эту ночь, артистка четыре месяца не спала ночами жила этой ролью, положила в нее всю свою душу. А я дурехой оказалась,-Александра Яковлевна смущенно улыбается.
Удивительно, в Якутске, население которого чуть превышает триста тысяч, семь профессиональных театров.
Люди, живущие на вечной мерзлоте - взыскательные, требовательные театралы.
Администратор Звонкова запомнила случай: так вышло, что премьерные спектакли в один день показывали в трех театрах Якутска. Три премьеры в один день в небольшом городе! Звонкова не выдержала, взяла такси и объехала все площадки. Везде были аншлаги.
Слово театра здесь уважают и верят ему безоговорочно - даже необязательно сказанное на сцене!
- В трудные организационные моменты приходилось говорить фразу: русский театр гарантирует. Она работает и решает многие вопросы: от бронирования гостиниц до изготовления сложного реквизита для спектаклей, - говорит легендарный администратор.
Однажды взрослый сын спросил Александру Яковлевну: "Мать, тебе не надоело по улусам мотаться, спектакли заделывать?"
- Лешка! Ты хочешь меня обидеть своим вопросом? Да если завтра скажут, что надо ехать заделывать гастроли, я уже сегодня начну чемодан собирать,- выпалила она сыну.
Тот примирительно раскрыл объятия.
Театр администратор Звонкова называет храмом, поясняя:
- Главная его задача - делать людей лучше!
Она не раз видела, как притихали "трудные" мальчишки из спецшколы после просмотра спектакля. Не раз видела, как в лютые якутские морозы женщины ехали на спектакли в автобусах за сто и больше километров в легких, изящных туфельках.
Десятилетия прошли, а Звоноква помнит случай, когда директор театра отправил ее в ближайшую колонию для особо опасных преступников. Там занимались заготовкой леса, а театру нужны были легкие и сухие доски для сложных декораций.
- Мне дали отборные доски. Легкие, сухие, ровные. Там сидел пианист, когда он узнал, что театру нужны доски, он переворошил всю пилораму и выбрал самые лучшие,- вспоминает администратор Александра Звонкова.
… Галерка - любимое место Александры Яковлевны в русском драматическом театре имени Пушкина. Там она не дыша наблюдает за репетициями, оттуда обожает смотреть спектакли. Многие из которых знает до каждой реплики, до мельчайшей детали мизансцены.
Премьера для нее здесь длится почти полвека.
Александра Яковлевна Звонкова, заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия).
48 лет Александра Звонкова работает в государственном русском драматическом театре имени Пушкина. Любимым режиссером считает народного артиста России Андрея Борисова.
В центре столицы Саха успешно работают академический театр имени Ойунского, все спектакли которого идут на якутском языке, Театр Олонхо - с репертуаром, основанным на древнем эпосе якутского народа, Русский драматический театр имени Пушкина, ТЮЗ, Театр оперы и балета, Театр эстрады и Театр танцев. Какой еще субъект России похвастает таким сценическим разнообразием на одного жителя?