Санкт-Петербург обладает магической энергией, которая преодолела все временные трагедии и барьеры
    Михаил Швыдкой: Важно, что в год, объявленный в СНГ "Годом русского языка", именно Петербург будет местом притяжения культурных инициатив из нового зарубежья
    Владимир Трефилов/ РИА Новости
    04.04.2023 19:26
    04.04.2023 19:26
    Поделиться
    До конца 2023 года Санкт-Петербург станет "Культурной столицей Содружества Независимых Государств". 6 апреля в здании театра-фестиваля "Балтийский дом" пройдет торжественная церемония вручения сертификата, удостоверяющего это высокое звание, а затем артисты из всех стран Содружества предъявят свои художественные послания петербургской публике.

    7 апреля программа ХХV Международного фестиваля русских театров СНГ "Встречи в России" откроется спектаклем "Снегурочка. Не сказка" Национального театра русской драмы им. М.Ю. Лермонтова из Алматы (Казахстан) в постановке Полины Неведомской. В течение десяти дней зрители смогут познакомиться с лучшими спектаклями из стран Содружества, поставленными по пьесам А. Н. Островского, 200-летие которого отмечают в нынешнем году. Сергей Шуб, руководитель театра-фестиваля "Балтийский дом", недавно удостоенный премии Правительства Российской Федерации, при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества СНГ, Министерства культуры России, правительства Санкт-Петербурга в очередной раз демонстрирует класс продюсерского мастерства, собирая на своей площадке высоких профессионалов из нового зарубежья. Они интересны петербургской публике и друг другу. В неменьшей степени им важно предъявить результаты своего творчества в "Культурной столице СНГ". С таким же успехом, впрочем, нашу Северную Венецию можно было называть и культурной столицей Европы, и без всяких натяжек - мира.

    Санкт-Петербург не нуждается в новых титулах. У него их немало. Но важно, что в год, объявленный в СНГ "Годом русского языка", именно Санкт-Петербург будет местом притяжения культурных инициатив из нового зарубежья. Государства-соседи нашей страны в нынешней непростой ситуации, связанной с угрозой вторичных санкций, вынуждены думать о своих интересах в не меньшей, а то и в большей степени, чем о сохранении общего политического, экономического и гуманитарного пространства. Культурные связи на постсоветском пространстве, казалось бы, менее всего подвержены санкционному давлению "коллективного Запада", но все равно вынуждают наших друзей и партнеров действовать с известной оглядкой. Но "притяжение места" имеет особую волшебную силу, способную преодолевать любые барьеры.

    Санкт-Петербург станет "Культурной столицей Содружества Независимых Государств"

    Санкт-Петербург обладает именно такой магической энергией, которая преодолела все временные трагедии и барьеры, - здесь русская культура стала поистине российской. "Культура России сложилась в условиях (...) многонациональности. Россия служила гигантским мостом между народами. Мостом прежде всего культурным", - писал Д.С. Лихачев, который полагал, что этот "культурный мост" вбирал около трехсот национальных культур. Так сложилась история нашей страны, что формирование российской нации шло единовременно со строительством Российской империи, - национальное сознание сопрягает два этих процесса, которые определили характер наших подходов к современной геополитической реальности. И доминанту общественного сознания. В многонациональной стране оно патриотично и одновременно интернационально, оно и русское, и российское.

    Но вместе с тем важно осознавать, что мы живем в новой реальности, в том числе и в культурной. Читаю имена режиссеров, которые сегодня работают в театрах стран Содружества, и понимаю, что многие из них, если не большинство, не имеет опыта осознанной жизни в СССР. Для них Россия - не сердцевина некогда существовавшего Советского Союза (у них нет ностальгической сентиментальности). Она привлекательна в значительной степени тем, что это страна высокой художественной культуры, без понимания и владения которой нет сколько-нибудь полноценного творческого бытия в театральной профессии. Они постигают тайны учения К.С. Станиславского или Вс.Э. Мейерхольда с тем же усердием, что и их сверстники в странах дальнего зарубежья. Но русские классики, чье наследие составляет фундамент мирового театра, им ближе и понятнее прежде всего потому, что они владеют русским языком так же или почти так же, как россияне. В странах Содружества не исчезло влияние коллективной памяти и прагматической необходимости. Дети продолжают учить язык, который был обязательным вторым, а то и первым для их родителей, бабушек и дедушек, а сами молодые люди понимают, что Россия - это большой рынок для молодых профессионалов, овладевших творческими специальностями. При всех нынешних сложностях он по-прежнему обладает привлекательностью. Но в мотивациях приобщения и к русскому языку и русской культуре все же преобладает прагматизм. Хотя бы потому, что они знают: мир велик. К счастью, нам есть что предложить будущим профессионалам творческих профессий (замечу, и не только им). Но не единожды и не дважды в разных странах СНГ мне приходилось встречать студентов театральных вузов, консерваторий, гуманитарных факультетов университетов, которые никогда не были в России, да и не стремились в нее попасть, делая совсем иной географический выбор. Сегодня даже выпускники вузов в разных странах ближнего зарубежья порой с трудом говорят на языке Пушкина и Толстого. И не надо их винить за это. Это мы чего-то недоглядели и недоделали. Думаю, что не сумели привлечь их перспективой личностного развития.

    Россия - большой рынок для молодых профессионалов, овладевших творческими специальностями

    И снова вспомню Д.С. Лихачева: "Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового". Важнейшая мысль! И дело даже не в определении субъекта творчества - слово "интеллигенция" у кого-то может вызывать зубовный скрежет. Но без нее невозможно рождение национальной культуры, той всепроникающей субстанции, "что в значительной степени оправдывает перед Богом существование народа и нации" (Д.С. Лихачев).

    Михаил Швыдкой
    доктор искусствоведения
    Поделиться