В Калуге на заседании правительства области губернатор Владислав Шапша заслушал отчеты руководителей областного центра, Обнинска и Козельска о проведении ямочного ремонта дорожного покрытия - именно от жителей этих муниципальных образований поступило наибольшее количество жалоб о состоянии дорог.
- Обращаю внимание всех глав администраций: к майским праздникам необходимо завершить ямочный ремонт дорожного покрытия. В Калуге количество ремонтных бригад увеличить как минимум в два раза. За апрель аварийность убрать, напряженности на этом направлении не создавать. Дальше начинать плановый ремонт и выполнить его качественно, - заявил глава региона.
"Огромное количество жалоб от жителей - и в Рязани, и в других муниципалитетах. Абсолютно согласен с претензиями, сам немало езжу по нашим дорогам и вижу их состояние", - написал в своем телеграм-канале глава Рязанской области Павел Малков после обсуждения злободневной темы на заседании регионального правительства. В его сообщении говорится, что ямочный ремонт начнется, как только позволит погода, а пока "на самых проблемных участках дефекты устраняются литой асфальтобетонной смесью". С 27 марта заработал асфальтобетонный завод в Касимовском районе, в начале апреля - в Рязани, где уже составлен план ямочного ремонта: в него вошли 89 улиц.
- Знаю, что после зимы у жителей есть вопросы к состоянию дорог, сам регулярно езжу за рулем и по Брянску, и по области. В неудовлетворительном состоянии находятся гарантийные дороги некоторых подрядных организаций, с которыми и в прошлые годы были проблемы. Они, как и прежде, будут устранять выявленные дефекты за свой счет. На тех подрядчиков, которые не выполняют работы в указанные в контрактах сроки, документы о взыскании штрафных санкций и о признании недобросовестными участниками рынка будут переданы в соответствующие инстанции, - пригрозил глава Брянской области Александр Богомаз.
По его словам, объекты законтрактованы на 70 процентов, у подрядчиков есть все необходимые материалы. В регионе запускаются асфальтовые заводы, чтобы можно было вести ремонт улично-дорожной сети горячим асфальтом.
В Тульской области, по словам министра транспорта и дорожного хозяйства Родиона Дудника, ямочный ремонт на дорогах области продолжится до 1 мая. Глава региона Алексей Дюмин поручил своим замам совместно с Минтрансом и Минфином найти дополнительные средства на эти цели, чтобы направить туда, где ситуация наиболее критическая.
Ямочный ремонт - лишь малая часть дорожных работ. В бюджетах всех регионов на строительство и реконструкцию трасс заложены миллиардные суммы. Было время, когда не хватало заводов по производству асфальтобетонных смесей (АБЗ). Сегодня картина изменилась. "Мощности заводов в регионе позволяют полностью обеспечить годовую потребность в асфальтобетонной смеси для работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автодорог", - сообщили в тульском Минтрансе. А на Рязанщине все АБЗ не только полностью покрывают потребность в асфальтобетонной смеси по всей области, но и благодаря удобному расположению доставляют смесь до объектов без потери качества. На территории Калужской области имеются как АБЗ, принадлежащие подрядным организациям, исполняющим госконтракты, так и независимые производители. Кроме того, в районах области, граничащих со смежными регионами, возможна поставка асфальтобетонных смесей из Московской и Брянской областей.
Все необходимые виды песка и известнякового щебня различной прочности добывают на местных карьерах. Однако залежей одного из важнейших инертных материалов - гранитного щебня из изверженных пород - в этих регионах нет. Его закупают в соответствии с федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Как правило, привозят из Карелии.
Везде дорожники ищут варианты применения новых добавок в асфальтобетонные смеси, чтобы полотно служило дольше и ям по весне было меньше. В Тульской области с 2021 года в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги" используются смеси по новым ГОСТам, изготовленные по методологиям Маршалла (объемное проектирование) и Superpave (объемно-функциональное проектирование). Как рассказали в профильном министерстве, для изготовления смесей дорожно-строительные лаборатории заводов оснастили необходимым оборудованием, инженеры-лаборанты и линейные специалисты прошли соответствующее обучение. "В 2021-2022 годах новые типы асфальта применялись при ремонте только верхних слоев покрытия, а с этого года используются для ремонта как верхних, так и выравнивающих слоев", - уточнили в тульском Минтрансе, подчеркнув, что применение новых ГОСТов предполагает более длительный срок службы покрытия, что позволит увеличить межремонтные сроки и сэкономить бюджетные средства.
В Калужской области при приготовлении асфальтобетонных смесей широко применяются адгезионные добавки. "При приготовлении смесей, в составе которых присутствует гранитный щебень, применение адгезионных добавок является обязательным, - пояснили калужские дорожники. - Применяются добавки, позволяющие снизить температуру приготовления асфальтобетонных смесей. Теплые асфальтобетонные смеси допускается укладывать при температуре окружающего воздуха до -10 .С, что позволяет продлить строительный сезон". А вот применение резиновой крошки в качестве стабилизатора для щебеночно-мастичного асфальтобетона специалистам не понравилось: дорого и малоэффективно. "Улучшения качества смеси по сравнению с традиционной добавкой "Виатоп" не установлено", - к такому выводу пришли в Калуге после этих экспериментов.
Зато калужане намерены опробовать устройство покрытия автодороги из тяжелого цементобетона. По словам специалистов, такое покрытие позволяет значительно увеличить межремонтные сроки и снизить затраты на содержание и текущие ремонты. Сейчас в ГКУ КО "Калугадорзаказчик" имеется проектная документация на строительство двух объектов, проектное решение которых предусматривает такую технологию: это строительство автомобильной дороги "Объездная автомобильная дорога поселка Детчино" в Малоярославецком районе и строительство автомобильной дороги Ферзиково - Сугоново - Захарово в Ферзиковском и Малоярославецком районах.
Рязанские дорожники, в свою очередь, рассказали, что из современных технологий применяют регенерацию и ленту Брит-А.
- Также в прошлом году на трех объектах (ремонт был не по БКД) применялся суперпейв - это когда смесь подбирается по индивидуальным показателям. Пока нареканий нет, - пояснил министр транспорта Рязанской области Павел Супрун.
Кстати
В Рязанской области, по словам главы региона Павла Малкова, дорожники будут работать в этом году по новым правилам и подходам - от системы контроля качества до требований к производственной культуре.
- В подведомственной Минтрансу "Дирекции дорог" есть передвижная и стационарная лаборатории. Они занимаются проверкой работ на каждом этапе. К примеру, положили один слой асфальта - лаборатория приехала отбирать пробы. Если найдут недостатки, то к укладке второго слоя не приступят, пока не устранят недостатки в случае их выявления, - пояснил глава регионального Минтранса Павел Супрун.