04.04.2023 03:00
    Поделиться

    В Севастополе отменят 20 маршрутов

    В Севастополе решили реформировать систему общественного транспорта, отменив 20 маршрутов.

    Власти города предложили оптимизировать сеть общественного транспорта, убрав треть востребованных автобусных маршрутов из удаленных районов в центр. Севастопольцы возмущены: придется ездить на работу с пересадкой и в два раза больше тратить на проезд.

    Город бурлит вторую неделю. План сокращения маршрутов появился в городских группах в соцсетях, но до сих пор не опубликован департаментом транспорта. Чиновники объясняют, что проект не окончательный, поэтому его не стали размещать на официальных ресурсах. Однако он был направлен в муниципалитеты и Заксобрание Севастополя, чтобы собрать предложения от горожан и депутатов.

    - Хотим, чтобы новая сеть учитывала все пожелания жителей и соответствовала реалиям, в которых живет город, - сообщил и. о. вице-губернатора Севастополя Павел Иено в видеообращении. - Число жителей увеличилось, построены социальные объекты. Маршрутная сеть, которая была создана и законтрактована пять лет назад, сегодня уже устарела. Появилось много вопросов о транспортной доступности новых районов и сел.

    Казалось бы, в такой ситуации число маршрутов надо увеличивать, а не сокращать, но все происходит наоборот. По словам Иено, главная цель - убрать дублирующие маршруты и разгрузить дороги. Маршрутки составляют конкуренцию троллейбусам, которые идут следом полупустые. На улицы города ежедневно выходит около 700 единиц общественного транспорта, в числе которых много маршруток-микроавтобусов. Их хотят заменить автобусами большой вместимости.

    Главные изменения коснутся длинных маршрутов из одного спального района в другой. Добраться из Гагаринского района до вокзалов или из Балаклавы в центр можно будет только с пересадкой, которую обещают сделать бесплатной. Схема выглядит вполне логичной. Но дьявол, как известно, кроется в деталях.

    На странице департамента транспорта Севастополя "ВКонтакте" - масса возмущенных комментариев жителей. Кому-то после отмены маршрутки придется идти пешком до ближайшей остановки 30 минут. Кто-то сетует, что отменят единственный маршрут с остановкой у поликлиники. Автобусы уберут, а троллейбусов больше не станет - город не планирует их закупать в ближайшее время.

    "Не смейте трогать все маршруты!", "В изменениях должно быть только одно - добавление машин", - пишут люди.

    "Езжу каждый день, трачу на проезд 48 рублей, а после оптимизации буду платить 96 рублей. Мои расходы увеличатся в два раза", - пишет пользователь соцсети Ирина.

    Перевозчики полагают, что маршруты сокращают ради экономии бюджетных средств. В конце 2023 года закончатся контракты на перевозку, заключенные с городом пять лет назад. Большинство маршрутов в Севастополе работают по регулируемому тарифу: город сдерживает рост стоимости проезда и доплачивает перевозчикам разницу между утвержденным тарифом и экономически обоснованным. Сейчас стоимость проезда в Севастополе составляет 30 рублей при оплате наличными и банковской картой и 24 рубля - при оплате ЕГКС. А экономически обоснованный тариф равен 43 рублям.

    Кроме того, город компенсирует перевозку льготников: на 2023 год в бюджете предусмотрено 895 миллионов рублей.

    - Почти 1,5 миллиарда рублей в год обходится содержание общественного транспорта в Севастополе, то есть четыре миллиона рублей в день, - сообщил "РГ" председатель Союза транспортных компаний Севастополя Виктор Рыков. - Это сумма по контрактам с перевозчиками плюс компенсация за льготников. 23 льготные категории имеют право ездить бесплатно на всех видах общественного транспорта в городе. Если достаточного финансирования не будет, то и денег на закупку машин не хватит. Если бы финансы позволяли, не пришлось бы оптимизировать маршруты.

    По словам Рыкова, протяженные маршруты имеют наиболее высокую стоимость при контрактных закупках. И они дают основной заработок перевозчику. Мотивы чиновников понятны, ведь автобусы "забирают" пассажиров у троллейбусов, которые принадлежат госперевозчику.

    - В городе пять коммерческих перевозчиков. Конечно, правительство Севастополя отдает приоритет своему ГУПу, но мы не можем сказать, что нас выживают, - отметил Рыков.

    Реформа скорее ударит по жителям, полагает он. Ведь люди привыкли к маршрутной сети, подстроились под нее. Они хотели бы ездить без пересадок по городскому тарифу. Но с отменой длинных маршрутов пересадки неизбежны, придется терпеть неудобства и платить больше.

    Новую маршрутную сеть разработали сотрудники департамента транспорта Севастополя, основываясь на данных единой городской карты Севастополя (ЕГКС). Ею пользуются все льготники и большинство других пассажиров. Система позволяет увидеть, сколько людей выбирают тот или иной маршрут и в какое время.

    Эксперты предлагают использовать компьютерные модели, которые покажут, насколько загружены транспортные артерии в часы пик и будет ли толк от изменений.

    - Пересадочная модель лучше, потому что транспорт будет ходить регулярно, интервал между рейсами сократится, - считает руководитель севастопольского отделения общероссийской организации "Городские реновации" Александр Кашин. - Необходимо также выделить полосы для общественного транспорта по всему городу. Без этого пересадочная модель работать не будет. У нас есть хороший пример - улица Большая Морская, где личные авто в часы пик стоят, а троллейбусы и автобусы едут. Людям станет выгодно пользоваться общественным транспортом.

    Власти города объявили, что в этом году, в том числе в летний сезон, проведут полевые исследования транспортной модели. Данные будут использованы при подготовке генплана Севастополя. Также в соцсетях начались опросы жителей на тему использования общественного транспорта.

    Департамент транспорта обещает скорректировать маршрутную сеть с учетом ответов, которые поступят из муниципалитетов и Заксобрания, а затем вынести проект на общественное обсуждение.

    Поделиться